Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал решение Совета обороны Кыргызской Республики «О ходе реализации решения Совета обороны Кыргызской Республики «О состоянии и мерах по дальнейшему развитию электроэнергетического сектора экономики страны» и мерах по обеспечению энергетической безопасности Кыргызской Республики». Сообщает отдел информационной политики аппарата президента КР в понедельник.
Напомним, что заседание Совета обороны Кыргызской Республики состоялось 28 апреля 2015 года под председательством Главы государства.
Текст Решения Совета обороны Кыргызской Республики:
«Совет обороны Кыргызской Республики отмечает, что, несмотря на планомерно продвигаемые инфраструктурные проекты, направленные на гарантированное и бесперебойное обеспечение электрической энергией, в ближайшей перспективе существуют риски, способные вызвать кризисную ситуацию в сфере энергетической безопасности.
Существующая система управления энергоотрасли не обладает возможностью оперативного принятия выверенных и результативных решений, это положение усугубляется также продолжающейся депрофессионализацией энергетического сектора. Кадры формируются не на основе профессиональных критериев, а под влиянием политического лобби, исходя из интересов различных лиц.
До сих пор не рассмотрены вопросы реформирования системы управления энергетической отраслью и корпоративного управления. Правительство Кыргызской Республики и уполномоченный государственный орган по управлению государственным имуществом оказались не в состоянии выстроить работу в данном направлении.
Немаловажной проблемой является отсутствие эффективной системы анализа рисков и прогнозирования, что снижает возможности объективной оценки текущей ситуации и проектирования будущих процессов в энергетической отрасли.
Одним из ключевых факторов, препятствующих развитию энергоотрасли, является ее коррумпированность. Существующие коррупционные проявления в отрасли, по оценкам экспертов, наносят масштабный ущерб государству.
Индикатором имеющихся проблем является процесс ежегодного прохождения осенне-зимнего периода в стране, который осуществляется бессистемно, в так называемом режиме ручного управления. В результате происходит перекладывание ответственности за неэффективную деятельность отрасли на политическое руководство страны. Другими словами, процесс прохождения осенне-зимнего периода трансформировался из хозяйственно-технического в политическое мероприятие.
Сложившиеся объективные и субъективные причины привели к фактической утрате Кыргызской Республикой своих позиций по экспорту электрической энергии в регионе. Это также обусловлено происходящими негативными природно-климатическими изменениями в регионе и состоянием инфраструктуры, функционирующей на грани своих технических возможностей.
На осенне-зимний период 2015-2016 годов прогнозируется дефицит электрической энергии в объеме 2,15 млрд. кВтч, поэтому Кыргызская Республика будет вынуждена закупать электроэнергию у соседних государств. Постоянная зависимость топливно-энергетического комплекса от импорта ресурсов ставит Кыргызскую Республику в уязвимое от политики соседних государств положение, что влияет на энергетическую безопасность страны.
Практикуемый дотационный подход и ручное управление отраслью способствовали устойчивому ухудшению ее хозяйственной деятельности, неспособности к реализации политики энергосбережения, невозможности внедрения и использования альтернативных источников энергии. Вследствие этого национальная энергетическая система перестала быть самодостаточной и не в состоянии полноценно решать задачи обеспечения энергетической безопасности Кыргызской Республики.
Предпринятые в 2014 году меры, в том числе введение новой тарифной политики, были продиктованы необходимостью преодоления кризисной ситуации. Реализация чрезвычайных мер происходила в условиях социально-экономических и политических рисков. Вместе с тем в процессе повышения тарифов не были обозначены четкие цели новой тарифной политики и не представлена аргументированная методология расчета и установления тарифов. Общественность и население страны были недостаточно проинформированы об объективно сложившейся кризисной ситуации в энергетической сфере. В результате вопрос повышения тарифов на электроэнергию из хозяйственно-экономической плоскости искусственно переводится отдельными политиками в политическую.
Удручает неэффективное управление угольной отраслью. Существующий потенциал 70 основных месторождений угля составляет 2,2 млрд. тонн, однако топливно-энергетический комплекс оказался не в состоянии модернизировать технологии добычи, обеспечить логистику, планирование и решение других вопросов в угольной отрасли. Отсутствие государственной политики привело к неуправляемому процессу добычи и распределения угля различными компаниями, действующими не в интересах государства, что особенно проявляется в период прохождения осенне-зимнего периода.
На основании вышеизложенного, в целях принятия оперативных мер по созданию эффективной системы управления энергетической отраслью, оптимизации модели функционирования системы, а также развитию государственной политики в угледобывающей отрасли, строительству дополнительных генерирующих мощностей в рамках задач НСУР, реализации проектов по альтернативным источникам энергии и энергосбережения Совет обороны Кыргызской Республики
РЕШИЛ:
1. Принять к сведению доклад исполняющего обязанности вице-премьер-министра Кыргызской Республики Диля В.И. и исполняющего обязанности министра энергетики и промышленности Кыргызской Республики Турдубаева К.А. о ходе исполнения решения Совета обороны Кыргызской Республики и мерах по обеспечению энергетической безопасности Кыргызской Республики.
2. Признать неудовлетворительными меры Правительства Кыргызской Республики по обеспечению энергетической безопасности Кыргызской Республики.
3. Отметить необходимость пересмотра энергетической политики Кыргызской Республики с выстраиванием следующих векторов стратегического развития:
— определение места и роли Кыргызской Республики как субъекта будущего энергетического рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
— организация конструктивного, взаимовыгодного и не противоречащего интересам Кыргызской Республики диалога для гарантированного обеспечения импорта и экспорта энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и двусторонних отношений;
— развитие транзитного потенциала Кыргызской Республики на основе энергетических инфраструктурных проектов государств Центральной Азии и с учетом возможностей выработки и потребления энергетических ресурсов;
— обеспечение энергетической безопасности и управление энергетической отраслью Кыргызской Республики на основе комплексного анализа и прогнозирования;
— обеспечение ускоренной реализации инфраструктурных проектов в сфере энергетики в соответствии с экономическими приоритетами страны и планируемыми интеграционными процессами, а также разработка проектов по внедрению альтернативных источников электрической энергии;
— выработка стратегии управления водными ресурсами, предусматривающей эффективное и рациональное использование гидропотенциала Кыргызской Республики в условиях изменяющегося климата в регионе и решения задач энергетической безопасности.
4. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:
1) в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Совета обороны Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной антикоррупционной стратегии Кыргызской Республики (далее — Рабочая группа Совета обороны) и детализированным планом по демонтажу системной коррупции в сфере энергетики от 5 марта 2014 года обеспечить неукоснительное выполнение антикоррупционных мероприятий.
В месячный срок провести анализ исполнения антикоррупционных мероприятий, разработанных Рабочей группой Совета обороны, и по итогам принять меры в отношении должностных лиц энергетического сектора, не исполнивших запланированные антикоррупционные меры;
2) разработать и внедрить меры, направленные на обеспечение энергетической безопасности Кыргызской Республики через создание системы стабильного функционирования энергетической отрасли, базирующейся на следующих ключевых элементах:
— оптимизация управления энергетическим сектором, предусматривающая его вертикализацию с внедрением принципов единого корпоративного управления компаниями и устранение излишней управленческой нагрузки, включая передачу прав по управлению пакетами акций энергетических компаний Кыргызской Республики, находящихся в собственности государства, Министерству энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
— эффективное управление активами и ресурсами посредством снижения издержек и увеличения доходов энергетической отрасли, изменения принципов и подходов формирования управленческого кадрового состава;
3) внести соответствующие поправки в нормативные правовые акты, определяющие порядок формирования резерва кадров в органы управления хозяйствующих обществ с государственной долей.
Разработать необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию основных направлений и ключевых задач, предусмотренных настоящим решением Совета обороны Кыргызской Республики, и внести их в оперативном порядке на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
4) в трехмесячный срок пересмотреть положения среднесрочной стратегии развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 2012-2017 годы и разработать конкретные меры по реализации обозначенных настоящим решением Совета обороны Кыргызской Республики векторов стратегического развития энергетической отрасли, включая следующие направления:
— разработка государственной стратегии развития угольной отрасли как важного элемента энергетической безопасности, предусматривающей стабильное обеспечение добычи угля на месторождениях страны и использование его в промышленных целях с внедрением передовых технологий, развитие транспортной инфраструктуры для доставки угля потребителям;
— определение и закрепление в нормативных правовых актах предельно допустимых попусков воды из водохранилищ, связанных с энергетическими объектами, в целях обеспечения необходимого объема для бесперебойной выработки электрической энергии и безопасного функционирования гидроэлектростанций с установлением ответственности должностных лиц и руководителей энергетического сектора за неисполнение установленных требований;
— формирование обоснованных тарифов на электрическую энергию, в том числе с учетом уровня инфляции, в целях исключения превалирования политических аспектов над экономическими, обеспечения сбалансированности интересов общества и энергетической отрасли с проведением соответствующей информационной и разъяснительной кампании для населения;
— обеспечение системности подготовки и прохождения осенне-зимнего периода путем анализа возможных рисков и прогнозирования, в том числе в целях исключения ограничений (веерных отключений) подачи электрической энергии для населения;
— воссоздание системы подготовки и переподготовки специалистов (инженеров и техников) по эксплуатации энергетического (гидравлического, теплоэнергетического, электротехнического) оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей в учебных заведениях Кыргызстана и СНГ для национальной энергетической системы Кыргызстана. В этих целях в оперативном порядке, в соответствии с межправительственными соглашениями и с учетом квот на обучение в Российской Федерации и других странах, организовать подготовку кадров в сфере энергетики;
— изыскание финансовых средств на внедрение автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии в энергетических компаниях республики;
5) принятие безотлагательных мер по подготовке к осенне-зимнему периоду 2015-2016 годов с разработкой детальных планов реализации мероприятий, предусматривающих стабильное прохождение указанного осенне-зимнего периода с учетом обеспечения покрытия финансового дефицита: изыскания денежных средств для необходимого объема закупки топлива (уголь, мазут, газ) для ТЭЦ городов Бишкек и Ош и импорта электрической энергии для обеспечения накопления необходимого объема воды в Токтогульском водохранилище;
6) наращивание энергетического потенциала посредством ускоренного ввода новых мощностей, в том числе строительства Кара-Кечинской ТЭС мощностью 600-1200 МВт в целях минимизации зависимости от водных ресурсов, а также освоение гидропотенциала реки Сары-Джаз для увеличения генерации и создания экспортных возможностей с учетом национальных интересов.
5. Министерству энергетики и промышленности Кыргызской Республики с учетом положений настоящего Решения Совета обороны Кыргызской Республики:
— в месячный срок разработать и внести на утверждение Правительства Кыргызской Республики программу поэтапного реформирования энергетического сектора в целях создания единой, слаженной и эффективной системы управления всей отраслью. При этом на первом этапе, Правительство Кыргызской Республики обязано передать право управления государственными пакетами акций энергетических компаний Министерству энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
— в месячный срок усовершенствовать механизм учета и контроля притока и расхода воды на гидроэлектростанциях и обеспечить систематическое информирование населения об этих показателях;
— в трехмесячный срок разработать конкретные меры по укреплению кадрового состава менеджмента в энергетическом секторе с отстранением от должности лиц, не отвечающих требованиям профессиональной пригодности или утративших доверие по коррупционным мотивам. Осуществить подбор и формирование группы кризис-менеджеров в целях выстраивания эффективной системы управления энергетической отраслью, исходя из поставленных перед ней задач;
— в трехмесячный срок разработать и внедрить обновленную систему обязательной экспертизы проектов по строительству новых ГЭС и ТЭС (техническая, финансовая, экологическая) на предмет их устойчивого функционирования, с учетом обеспеченности водными и топливными ресурсами, и целесообразности привлечения заемных финансовых средств для их реализации;
— в течение 2015 года обеспечить реализацию мер по автоматизации системы управления, контроля и учета электрической энергии, а также реабилитации инфраструктуры по приоритетности;
— до конца 2015 года разработать государственную политику по энергосбережению и энергоэффективности с учетом передовых технологий, создать необходимые условия для ее практической реализации, включающей в себя развитие генерации с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
— на постоянной основе проводить широкую информационную кампанию по информированию населения о необходимости экономии электрической энергии и объективных причинах ее дефицита.
6. Рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики в приоритетном порядке рассмотреть проекты нормативных правовых актов, предусматривающие выстраивание системы единого корпоративного управления энергетическими компаниями, создание единого координирующего органа и реализацию основных направлений и ключевых задач, определенных настоящим решением Совета обороны Кыргызской Республики.
7. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на секретариат Совета обороны Кыргызской Республики.