«Привет, диктатор!» – так приветствовал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер премьер-министра Венгрии Виктора Орбана на открытии саммита ЕС в Риге 28 мая. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды – Европа все чаще и жестче критикует Венгрию.
Последний доклад Совета Европы показал рост расизма и антисемитизма в публичных высказываниях, например, венгерской ультраправой партии «Йоббик». Отмечает Euronews.
Недавно в Европарламенте Орбан раскритиковал предложение ЕС ввести квоты для мигрантов: «Дамы и господа, и Венгрия, и Европейский Союз имеют веские причины для борьбы с экономической иммиграцией. Я считаю, что предложение Европейской комиссии – это абсурд, граничащий с безумием».
Экспертов Совета Европы настораживает, что кроме нетерпимости в заявлениях политиков, в стране появилась агитация иного рода: щиты с надписью «Если вы приехали в Венгрию, вы не можете отбирать работу у венгра».
«У нас есть большие опасения, связанные с публичным выражением ненависти к таким уязвимым группам населения, как мигранты, цыгане, евреи, гомосексуалы, транссексуалы и так далее. У нас есть вопросы, касающиеся насилия. Еще одна тема, которая нас беспокоит – это интеграция цыган, факты сегрегации цыганских детей в венгерских школах», – заявил euronews Стефанос Ставрос из Еврокомиссии.
В докладе Совета Европы особое внимание обращается на то, что пятая часть населения Венгрии поддерживают крайнюю правую партию «Йоббик». На последних выборах партия получила 20% голосов. «Йоббик» основана в 2003 году и на веб-странице партии регулярно появляются различные заявления против цыган и евреев в Венгрии.
Кроме того, «Йоббик» пропагандирует свои идеи через средства массовой информации. К примеру, телеканал Echo TV, симпатизирующий идеям крайних правых, регулярно выпускает в эфир материалы, прославляющие Габора Вона – лидера партии.
Проявления расизма в отношении цыган – одна из самых важных проблем современной Венгрии, считает Совет Европы. В докладе приводится случай 2011 года. Экстремисты, называющие себя «Венгерской гвардией», одетые в чёрные военные мундиры, прошли маршем по небольшому городу, заселенному преимущественно цыганами, с одной целью – запугать местное население.