Правительство Греции готово идти на уступки международным кредиторам ради спасения экономики страны. При этом МВФ не торопится предоставлять Афинам финансовую помощь. Украина, в свою очередь, получит кредит, даже если Киев объявит дефолт, заявляет директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Ведущая программы In the Now Анисса Науэй обсудила с политологом Николой Мирковичем, почему политика Международного валютного фонда по отношению к двум европейским странам такая разная. Передает RT.
Правительство Греции, выступающее против мер жёсткой экономии, всё же согласилось пойти на небольшие уступки в этом вопросе, дабы завершить нескончаемые долговые переговоры с кредиторами.
Новое предложение Афин включает повышение налогов на некоторые товары, увеличение корпоративного налога, а также постепенное ограничение досрочного выхода на пенсию. Хорошо, но недостаточно. Греция должна выплачивать долги и сокращать расходы.
Однако случай с Украиной, похоже, особый. Как заявила глава МВФ Кристин Лагард, даже если Киев не будет выплачивать долги, он все равно получит дополнительные средства. Интересная ситуация: перед нами две европейские страны на грани дефолта. Однако к одной из них относятся, как к провинившемуся шалопаю, а к другой, как заболевшему ребенку, нуждающемуся в сочувствии.
Украина и Греция — страны, конечно, совершенно разные. На Украине идет война, в Греции — серьезный экономический кризис — но и на Украине финансовый вопрос стоит остро. Почему же подход к решению экономических проблем в этих странах кардинально отличается?
«Это связано с тем, что эти государства сами по себе не похожи. У Греции и Украины разные истории: Греция входит в состав ЕС, у нее есть соответствующий опыт, однако обе страны оказались практически в одинаковом финансовом положении. Они столкнулись с тяжелой экономической ситуацией, с большими долгами, которые они не могут выплатить. Эти страны ничего не экспортируют и не импортируют. Таким образом, обе они стали жертвами нового экономического порядка в Европе, и они не справляются с ситуацией. Это тяжелые времена для обеих стран, но интересно наблюдать за тем, как к ним относится МВФ», — считает писатель и исследователь европейской политики Никола Миркович.
«Кристин Лагард жестко разговаривает с Грецией, которая, в свою очередь, очень старается. Некоторые просто не представляют, насколько суровы меры жёсткой экономии в Греции сегодня: зарплаты сократились на 37%, пенсии – на 47%, ВВП – на 25%. Греки согласились на эти меры, выполнив условия Тройки и банков. На Украине же другая ситуация. В прошлом году там произошёл переворот, сейчас идёт гражданская война. Именно Киев не соблюдает международные правила, нарушает международные договоры вроде Минских соглашений. А МВФ относится к Украине, как к образцово-показательной стране, и готов выделить ей до $40 млрд – огромные деньги для государства, находящегося в состоянии войны. Греция пытается решить свои проблемы, ведь путь, предложенный ЕС, не приносит результатов. Бесконечное втягивание в долги не помогает. Греки вынуждены обслуживать долг, при этом страна вообще не развивается. Поэтому они ищут альтернативы», — добавил Миркович.
Писатель также выразил уверенность, что в данном случае политика взяла верх над экономикой.
«Политика Киева определяется в Вашингтоне, деньги МВФ поступают тоже из Вашингтона, именно он является сегодня ключевым игроком в Восточной Европе. И это печально. Это показывает провал абсолютно вялой политики ЕС, которая не привела ни к какому результату. Ангела Меркель и «тройка» не добились успеха ни на Украине, ни в Греции, и не смогли найти европейского решения проблемы, а положились в этом вопросе на Вашингтон. Это делает ситуацию крайне запутанной и неприятной для Евросоюза», — пояснил Никола Миркович.