Ретрансляцию в записи зарубежных телепрограмм в период выборов признали соответствующей Конституции. Также Конституционная палата КР считает конституционными нормы, по которым запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, а на местные СМИ за распространение подобных сведений накладывается ответственность.
Накануне Конституционная палата рассмотрела дело о проверке конституционности нормативных положений части 16 статьи 22 КЗ КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
С заявлением в палату обратился ряд граждан. Они считают, что эти нормы ограничивают право граждан на свободу слова и информации, необоснованно на местные СМИ налагается ответственность за распространение информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов.
Судьи отметили, что СМИ не являются субъектами агитационной деятельности. Право проводить агитацию принадлежит гражданам КР, кандидатам и политическим партиям. СМИ выступают лишь каналом информационных услуг, инструментарием предвыборной агитации.
Таким образом, право на предвыборную агитацию не сопоставимо праву на свободу выражения мнения, свободу слова и информации. Оно реализуется в строго определенном порядке, только в период предвыборной агитации и исключительно в рамках избирательных правоотношений.
В палате подчеркнули, что вопросы формирования и организации государственной власти должны решаться государством исключительно самостоятельно, без какого-либо вмешательства извне. Установление национального правопорядка сообразно собственным конституционным принципам — неотъемлемый атрибут суверенного государства.
Основное содержание государственного суверенитета в избирательном процессе заключается в том, что государство, опираясь на международные нормы и в рамках своих обязательств, обладает всей полнотой и свободой правоусмотрения при организации избирательных процедур. Право государства на регулирование избирательного процесса не требует согласования с иными субъектами международных отношений.
Исходя из этого, предусмотрен запрет на проведение предвыборной агитации в зарубежных СМИ, распространяемых на территории КР.
Использованный законодателем метод правового регулирования необходимо рассматривать как правовой механизм упреждения фактов вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Наличие таких правовых установлений не может рассматриваться как нарушение конституционного права каждого, в том числе зарубежных СМИ, на свободу выражения мнений и свободу информации. При ретрансляции зарубежных теле- и радиопрограмм они не лишаются права на доступ к полной информации о выборах и свободу информирования об избирательном процессе.