Свет в конце туннеля

Автор -
215

    Домашнее насилие — не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Зачастую, если человек ударил один раз, то он сделает это еще. И так будет повторяться снова и снова.

    Семейному насилию может подвергнуться любой человек — ребенок, взрослый и даже пожилой, женщина или мужчина – все в равной доле могут оказаться жертвами. Но так называемой группой риска остаются женщины и дети – те, кто в силу каких-либо обстоятельств просто не в состоянии уйти от тирана и полностью зависят от него. Немногим из них удается вырваться. А те, что решились уйти, остаются в одиночестве, без помощи и поддержки. Куда идти, где искать поддержки? – вопросы не дающие им покоя. В таких ситуациях на помощь приходят кризисные центры.

    «Семейное насилие является одним из самых распространенных видов насилия, — комментирует ситуацию юрист Адилет Азимов. — Мужчина бьет женщину, реже жена бьет мужа, родители бьют детей, словесные перепалки и вовсе стали обыденностью. Эти явления не просто мучают членов семьи, но и разрушают семейные ценности».

    Домашних тиранов и дебоширов задерживают, только если сама потерпевшая напишет заявление. Но это редкость. Чаще на помощь милицию призывают неравнодушные соседи. «Зачастую, сотрудники милиции задерживают граждан, совершивших правонарушение и доставляют либо в районные суды, либо в приемник-распределитель», — говорит юрист.

    Только вот под стражей дебоширы находятся недолго, а возвратившись домой колотят жен с новой силой.

    Помимо физического, в семье часто проявляется и психологическое насилие. «Говоря об этой проблеме, подразумевается и насилие, направленное на детей или на одного из супругов, насильником может считаться любой из членов семьи, даже старший ребенок. В юридическом смысле, семейное насилие — это повторяющееся действие одного партнера/родственника по отношению к другому, происходящее внутри семьи, которое может выражаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия», — пояснил Адилет Азимов.

    Кыргызстан, являясь членом ООН, присоединился к Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Наше государство обязано ликвидировать дискриминацию в отношении женщин и принимать все соответствующие меры, включая законодательные. На деле же, госорганы мало чем могут помочь женщинам. Эту функцию выполняют неправительственные организации.

    Один из таких центров, оказывающий реабилитационную помощь жертвам домашнего насилия, — «Сезим». Тут женщинам, в первую очередь, предоставляют безопасное убежище. Сначала специалисты занимаютс психологическим состоянием жертв, после чего начинается групповая терапия, люди, которые прошли через такую же жизненную ситуацию, делятся своим опытом.

    По словам работника кризисного центра Виктории Тян, каждому человеку в центре уделяется особое внимание. «К нам попадают люди с разными историями, и с каждым мы работаем индивидуально. В центре могут находиться одновременно не более 20 человек. Женщина может проживать около месяца, но многие за это время не могут круто поменять свою жизнь, это слишком тяжело, и потому некоторые пострадавшие просят остаться еще на какое-то время. Мы идем на уступки. Все зависит от человека, от его характера и выдержки. Бывают случаи, когда мужья приходят к нам разбираться, выбивают стекла, нападают на нас с оружием. На этот случай у нас есть тревожная кнопка, которая работает с 20:00 до 8:00. Раньше такие случаи были чаще, сейчас мужчины знают, что эта крепость недоступна», — рассказывает психолог.

    Она отметила, что после реабилитации решение каждый принимает самостоятельно: вернуться в семью, писать заявление на обидчика в милицию или подавать на развод. Статистика показывает, что каждая вторая женщина после реабилитации возвращается к мужу, так как многие зависят от супругов, в основном, в материальном плане, иным просто некуда идти, они не работают, поэтому и вынуждена терпеть дальше.

    Обращаться в милицию многие смысла не видят. «Кодекс об административной ответственности КР за применения насилия в семье предусматривает ответственность в виде штрафа от пяти до десяти расчетных показателей (500 – 1 тыс. сомов) или административный арест на срок до пяти суток. Как правило, «насильника» содержат в специальном учреждении подведомственном Министерству внутренних дел КР – приемнике-распределителе», — отметил Адилет Азимов.

    Зачастую, после освобождения из заключения, дебошир возвращается домой и продолжает терроризировать домочадцев. Полностью оградить семью от него милиция не в состоянии.

    «Но есть и такие женщины, которые решаются и уходят от мужей, применяющих насилие. В таких случаях центр предоставляет жилье — транзитный социальный дом, где женщина может жить один год, но с условиями: должна работать, оплачивать коммунальные услуги и обеспечивать себя сама. Аренду дома оплачивает Восточное баварское общество, которое ежегодно устраивает сбор средств. В таких транзитных домах есть все необходимое», — рассказывают в центре.

    Сейчас там проживает четыре женщины и трое детей, одна из которых поделилась своей нелегкой судьбой. Образованная женщина, преподаватель одного из столичных вузов Жибек (имя изменено по просьбе героини) мечтала о большой дружной семье, выйдя замуж за «свободного художника». Они жили в своем доме, воспитывая первенца, но ее мечты, рассыпались в пыль, когда некогда любимый человек поднял на нее руку.  

    «Муж  постоянно ее бил, иногда выпивал и постоянно унижал женщину, воспринимал ее как вещь. Она не имела права общаться с подругами, родственниками. Женщина могла ходить только на работу. Она приходила к нам несколько раз на консультации, после очередного рукоприкладства Жибек на 8-м месяце беременности потеряла своего второго ребенка. Но продолжала жить с тираном, терпела ради дочери. Забеременела вновь, но насилие в семье не прекращалось. Тогда она, несмотря ни на что, будучи в положении, все же решилась уйти», — рассказывают сотрудники центра.

    Буквально на днях Жибек родила своего третьего ребенка, работники центра пошли ей на встречу и разрешили остаться у них еще на некоторое время, поскольку женщине некуда идти, а  родные не в силах содержать ее.

    В Кыргызстане этот случай не единичный, и не все женщины в силах справиться с такой бедой. В центре призывают СМИ активно подключаться к процессу и доводить до граждан, что семейное насилие является проблемой всего общества, а не одной семьи. В кризисных центрах отмечают, что очень нуждаются в поддержке государства. «Для решения такой проблемы, как семейное насилие, необходимо анализировать ситуацию каждой семьи в отдельности, вникая в причины. Необходимо проводить работу по предотвращению семейного насилия не только с жертвой, но и с и другими членами семьи, поскольку проблема эта комплексная, зависящая от множества факторов», — резюмируют в центре.

    Справка

    В 2003 году В КР принят Закон «О социально-правовой защите от насилия в семье». Более 36 тысяч граждан страны поддержали проект закона, из которых около 40% составили мужчины, путем сбора подписей неправительственными организациями. Основной целью закона является пресечение насилия на начальной стадии, пока конфликтная ситуация не приняла открытую форму и не привела к непоправимым последствиям. Подобные специальные законы по борьбе с семейным насилием в настоящий момент имеют около 40 стран мира, в том числе Турция, Малайзия, Украина, Литва, Молдова, Азербайджан, Таджикистан и Кыргызстан.

    Закон предусматривает выдачу временного охранного или охранного судебного ордеров. Первый выдается милицией на срок до 15 дней по факту семейного насилия или в связи с угрозой насилия. Он запрещает человеку даже приближаться и контактировать с пострадавшей стороной. Временный охранный ордер оформляется в течение 24 часов со времени совершения насилия либо существования реальной угрозы его совершения.

    Охранный судебный ордер выдается судом на срок до 6 месяцев. Условия такие же, как у временного ордера, включая запрет контактов с пострадавшей. Дополнительно могут быть предусмотрены требования покинуть место проживания и запрет на единоличное использование или распоряжение совместным имуществом. Милиция должна контролировать соблюдение условий обоих видов ордеров. За их несоблюдение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или ареста.

    Согласно данным Нацстаткома КР за 2013 года, зарегистрировано 2 тыс. 542 случая семейного насилия. По ним выдано 2 тыс. 327 охранных ордеров. Правонарушителями являются: 2 тыс. 265 мужчин и 62 женщины.

    Поделиться