Всестороннего и объективного расследования по вопросам, связанным с противотуберкулезными медикаментами, требует Общественный совет при Министерстве здравоохранения республики.

Председатель совета Айбар Султангазиев заявил, что вызывают беспокойство три вопроса: нарушения во время закупки противотуберкулезных препаратов первого порядка в 2015 году, списание циклосерина на сумму 300 тыс. долларов и клинические испытания казахстанского препарата ФС-1.

«В испытаниях принимают участие больные с устойчивой формой туберкулеза, которые и так имеют мало шансов выжить. В частности, закупленные Национальным центром фтизиатрии на 30 млн сомов пиразинамид, этамбутол и рифампицин включены в перечень допустимых лекарств без проведения исследований на предмет их соответствия определенным критериям. Закупки осуществлены по ценам, на 15-20% превышающим истинные», – сказал он.

Члены Общественного совета обвиняют руководство центра фтизиатрии в халатном отношении к своим обязанностям, как и в случае с циклосерином.

«Данный препарат имеет короткий срок годности. Выходит, центр не вел учета имеющихся препаратов, в результате чего в октябре 2015 года на складе образовалось большое количество циклосерина с истекающим сроком годности. Мы обращались по этому поводу в аппарат правительства, но не получили адекватного ответа», – пояснил председатель.

Наибольший отклик вызвал вопрос о применении препарата ФС-1, который, по данным Общественного совета, является не лекарством, а скорее, БАДом или поддерживающим средством. Несмотря на то что за 2 года испытаний совету не известно о каких-либо жалобах на нежелательные последствия эксперимента, он считает его продолжение недопустимым.

«Они испытывали препараты на безнадежно больных, значит, давали им ложную надежду. Руководитель Центра фтизиатрии Абдуллат Кадыров говорит, что с людьми проводили информационную работу и даже выплачивали им по 5 тыс. сомов. А наш юрист нашел контракты на кыргызском языке, где даже уменьшается возможность получения медицинской помощи при ухудшении состояния», – заявляет Айбар Султангазиев.

Также он указывает на то, что эти пациенты занимали койко-места дольше положенных 3 месяцев, а значит, тратили бюджетные средства, хотя в Центре фтизиатрии всегда большая очередь.

Вызывает у Общественного совета при Минздраве сомнения и одобрение Фармакологического комитета на проведение клинических исследований. «Такого бланка – за подписью председателя фармакологического комитета – не существует в природе», – уверяют там.

12 мая Общественный совет отправил официальное заявление президенту, премьер-министру, депутатам парламента, в Генеральную прокуратуру и Совет обороны.

«Противостояния нам нет и игнорирования нет, но активных действий в качестве ответа на наш запрос мы так и не получили», – признается секретарь совета Бактыгуль Жумакулова.

222808091_36901_17159293130637366057

Поделитесь новостью