Казахстанский портал NUR.kz рассказал историю жительницы Актобе о том, как они пережили теракт в городе и информационную блокаду. Далее приводится ее речь от первого лица.
«5 июня, в выходной день, после обеда ничего не предвещало беды. В парках гуляли дети, играла музыка.
Я села в автобус, чтобы, как обычно, в выходной проведать родителей. По привычке в автобусе начала чистить сотовый от ненужных картинок и сообщений. Но вдруг почувствовала, что автобус едет по ухабам. Оглянулась и увидела, что маршрут изменился.
Старая часть города оцеплена. Первая мысль – идут ремонтные работы – покраска асфальта и прочее.
Часам к четырем брат сообщил, что террористы захватили оружейные магазины и пассажирский автобус. Чувства такие, что это не у нас, а где-то в Голливуде.
Домой я возвращалась на такси в объезд. Сотка разряжена. В голове была одна мысль – быстрее добраться до телефона и узнать, как там мои родственники и друзья. Не попали ли под пули.
Соседка на лестничной площадке – бывший полицейский рассказала, что действительно в городе сразу в нескольких районах идет перестрелка.
Звоню супругу и прошу срочно вернуться с дачи на такси. Так безопаснее. Звоню родственникам и друзьям.
По интернету и WhatsApp начали поступать фото- и видеоперестрелки. Все происходило действительно в нашем городе. Люди бегали и стреляли, прячась за машины. На асфальте лежал окровавленный полицейский. Появился видеоролик с террористами. Оказалось, что это всего лишь фейк. По WhatsApp пришло сообщение об антитеррорестической операции и рекомендациями не выходить на улицу, не посещать места массового скопления людей.
Через час улицы Актобе опустели и отключился интернет. Звонит коллега и говорит, что мы в красной зоне. Многие актюбинцы впервые услышали об этом и не знали, что значит «красный цвет» и как себя вести при этом. Многие все еще не чувствовали масштабы проблемы, в том числе и я.
Через час позвонила подруга и рассказала, что была очевидцем перестрелки. Она ехала на автобусе с рынка около воинской части по улице Есет батыра. Машину остановили полицейские и крикнули пассажирам, чтобы те срочно бежали во дворы. Показали направление. Впереди полицейские вели стрельбу в направлении воинской части. Пассажиры ждали во дворе в оцеплении полицейских до вечера.
Поздно вечером позвонили из офиса и сообщили, что завтра вынужденный выходной, отменили ЕНТ, закрыли все учреждения, кроме больниц, маленьких продуктовых магазинов и коммунальных предприятий, отменили международные авиарейсы. Телевизор у нас не работает, интернета нет.
В информационном вакууме мы находились еще сутки. Я подумала – ничего страшного не случится, если не выходить из дома. Мой дом – моя крепость.
На следующий день город погрузился в слухи-сплетни. Появилась информация, что террористы захватили больницу. Кульминацией была информация о захвате горводоканала. Знакомые звонили и предостерегали не пить воду из-под крана. Она отравлена. Впервые стало страшно.
В некоторых магазинах цена на 5-литровую бутыль воды поднялась со 150 тенге до 300 тенге. Хлеб подорожал до 80 тенге. Людям сообщили, что поставки продуктов на исходе. Крупные хлебопекарни не работают. Продуктовые прилавки опустели очень быстро.
У людей важные документы, фото остались на почте в интернете, без которых, как оказалось, невозможна работа. Газетчики вспомнили, как пользоваться факсом, телерепортеры научились перегонять видео через спутник.
6 июня по всем СМИ аким области Бердыбек Сапарбаев сообщил, что ситуация стабильная и поводов для беспокойства нет. С души упал камень.
Утром 7-го дали интернет, все поехали на работу в автобусах. Дворы вновь заполнились детским смехом».
Напомним, 5 июня в Актобе несколько десятков человек ограбили два оружейных магазина, захватили автобус и атаковали воинскую часть. Военные отбили атаку, но часть скрылась в неизвестном направлении. Не менее 17 человек убито, двое гражданских и четверо сотрудников сил безопасности, а также 11 нападавших.