Немой город

Автор -
711

«Стуча тростью по асфальту, определяю, где иду. Стук вдоль стены звучит по-другому, перед лужей − по-другому. Определяю границы «препятствия» и пытаюсь обойти его. Бордюры, ямы, арыки – все приходится определять с помощью трости. На перекрестках по звуку определяю, едут машины или стоят, и перехожу дорогу».

Инвалид первой группы по зрению Таалайбек Сыдыков, работающий массажистом в одной из государственных поликлиник, рассказал нам о своей жизни и «комфортности» города для незрячих. По его словам, звуковые светофоры очень помогают ему ориентироваться при переходе на сложных перекрестках.

Он каждый день самостоятельно добирается до работы. «Сейчас на дорогах много машин. Раньше можно было подойти к дороге, поднять палку и спокойно перейти дорогу. Сейчас так не сделаешь. Даже человек может толкнуть, машина может сбить. Бишкекские тротуары совсем не приспособлены для инвалидов. Из-за того, что нет бордюров по краям, можно легко очутиться «за бортом». Понемногу стали появляться светофоры со звуковым сопровождением. Нам они очень помогают», – говорит Таалайбек.

По данным мэрии города Бишкека, на сегодняшний день в столице 219 светофорных перекрестков. Звукосигнальными устройствами, которые предназначены для предупреждения лиц с ограниченными возможностями зрения при пересечении проезжей части автомобильных дорог, оснащены 22 перекрестка.

«По работе мне пришлось побывать в Турции, Стамбуле. Там на всех основных улицах есть тактильно-рельефные дорожки. Ногами чувствуешь, что идешь по тротуару. Если тротуар заканчивается, то рельефная дорожка тоже заканчивается, и так ощущаешь, что подошел к светофору или другому объекту. Очень удобно для нас, незрячих», – говорит Акпар Мендебаиров.

Во многих странах внедрена система «Говорящий Город» — система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения в городской среде. По запросу пользователя оборудование издает звуковой сигнал ориентирования, позволяющий пользователю определить направление на нужный ему объект. Данное оборудование размещается на транспортных средствах общего пользования, на остановках, над входными дверьми и внутри зданий, на светофорных объектах. Практика показывает, что эта система удобна всем − не только лицам с инвалидностью.

«Мы ходим обычно по краю тротуара. Но и этот край трудно определить незрячему, если нет бордюра на тротуарах. Если ходить посередине, то люди будут спотыкаться об твою трость. Кроме этого, у наших водителей очень низкая культура, часто паркуют машины на тротуарах. После возвращения нам кажется, что наш город совсем немой, не можем попасть в магазин, не можем перейти дорогу», – сетует Акпар.

По данным Министерства социального развития КР, в республике проживают 172,8 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным Кыргызского общества слепых и глухих, по стране на учете стоят 5 500 незрячих.

Многие из них имеют смелость самостоятельно передвигаться по городу, пользоваться общественным транспортом, ходить на работу, переходить улицы, что является немалым стрессом даже для зрячих. Считается, что стресс, получаемый незрячим человеком при посадке в автобус, равен стрессу, который получает пилот, сажая самолет в условиях плохой видимости.

Ни для кого не секрет, что решение любых проблем, касающихся социально уязвимых слоев населения, упирается в финансы, которых у нас в бюджете нет. Но в то же время у нас строятся новые дороги, тротуары, здания, которые тоже не отвечают стандартам и нуждам лиц с инвалидностью.

Казалось бы, нужна политическая воля, чтобы требовать у предпринимателей, строительных компаний придерживаться стандартов, но воля властей зависит от воли народа тоже.

Автор: Касиет Карачолокова

Поделитесь новостью