В колонии-поселения №44 в Чолпон-Ате проживают 68 заключенных. Здесь отбывают срок осужденные из разных регионов Кыргызстана.
Учреждение функционирует с 2003 года, рассчитано на 350 заключенных. Если в другие колонии преступники попадают прямо из зала суда, то в КП-44 направляются лишь те, кто положительно зарекомендовал себя, отбывая срок в других местах лишения свободы. Проще говоря, за хорошее поведение. Причем многие из осужденных провели более десяти лет в буквальном смысле за решеткой, прежде чем их перевели в колонию-поселение.
Главный элемент системы – адаптирующая функция. Отбывая срок долгие годы, заключенные отвыкают от реальной жизни. Здесь же можно носить гражданскую одежду, иметь при себе наличные деньги, получать неограниченное количество свиданий, посылок и передач. Практикуются и краткосрочные выезды к близким родственникам в порядке поощрения.
«У нас есть работа, за которую платят. Три раза в день кормят. Есть цех по выпуску пескоблока. С весны, мы заняты обработкой земель сельхозназначения, сеем ячмень, пшеницу и сажаем картофель. Я часто вижусь с семьей. То они приезжают ко мне, то я езжу к ним. Начальство нас отпускает домой. Это такого рода поощрение за хорошую работу», – рассказал один из заключенных.
Комнаты для поселенцев здесь как палаты больниц. Свежие, чистые простыни, белые стены. Они сами их убирают и стирают. Отопление местное и включается по надобности. Кстати, колония уже давно является образцовой.
Начальник колонии-поселения Тынчтык Абдылдаев сообщил K-News, что заключенных нанимают на работу местные пансионаты, забирают в горы, они там пасут овец и занимаются хозяйственными делами.
«Сейчас они заняты сбором урожая. У нас есть земля, выделенная государством, которой долгое время пользовались местные власти. В этом году мы посадили картошку на 5 га. Заключенные работают на полях и самостоятельно выращивают овощи. Таким образом, они адаптируются к жизни на воле. В этом году мы планируем своей картошкой обеспечить большинство колоний в республике. Как только заключенный прибывает к нам, его отправляют на карантин, на 10 дней. Мы проверяем его пригодность к труду. Если он болеет, то не сможет тут находиться. Потом мы уже находим ему работу. Обычно они трудятся в цехах или на заводе. 20% от заработной платы, они перечисляют нам. В целом заработная плата от 3 тыс. до 10 тыс. сомов», – рассказал он.
«К нам даже администрация относится как к вольным людям», – говорят мужчины, проживающие вне исправительного учреждения. Но режим есть режим. Естественно, при малейшем проступке осужденный возвращается обратно на «зону».
57-летний Жолдошбек сидит за убийство. Он осужден в 2012 году на 8 лет. До того, как попал в эту колонию, он 4 года находился в колонии №47. В этом году Ленинским судом переведен в Чолпон-Ату.
«То, что мотивирует здешних ребят, это свидание с родными. Если ты будешь себя хорошо вести и работать, то разрешают даже домой съездить. Вот для этого и стараются ребята. О содеянном я сожалею, конечно. Пусть земля будет пухом ему. Я не думал, что так обернется, и я его убью. Но такова значит моя судьба», − рассказал поселенец.
Другая осужденная, 33-летняя Айдана, считает, что ее подставили и не она должна здесь находиться. Она осуждена за хранение наркотиков. Сначала женщина долго не хотела рассказывать, за что она оказалась здесь, но потом призналась о содеянном.
«Меня в гости позвали девушки, там они начали курить марихуану. Ну и тут, конечно, нас «хлопнули» милиционеры. Сначала посадили в СИЗО. Было очень страшно, если честно. Но потом после суда перевели сюда. На «воле» ждет семья – муж и трое детей. Дети не мои, они от первого брака моего нынешнего мужа. Родители и родственники не знают, что я здесь. Наверное, это останется тайной до конца моей жизни»,– рассказывает Айдана.
По словам сотрудников колонии, каждый осужденный считает себя невиновным.
«Если опросить 100 заключенных, то 99 из них обязательно будут отрицать свою вину, хотя, изучив личное дело, ты сам убеждаешься в обратном», – отметили сотрудники колонии.
Еще один поселенец рассказал, что, отбывая срок, уже приобрел несколько новых профессий.
«В тюрьме я научился много чему, время в стране не простое, много безработных, а с судимостью и вовсе найти хорошее место трудно. Тем более я болею бруцеллезом. Отбывая срок, уже освоил ряд новых для себя профессий, нужно совершенствоваться», – считает Антон.
Бытовые условия на территории колонии-поселения предусматривают все, чтобы при наличии желания осужденный мог стать на путь исправления. Главная цель сотрудников колонии – чтобы осужденные социализировались в обществе и, выйдя на свободу, уже знали, чем они будут дальше заниматься.