Доверие кыргызстанцев к государственным институтам власти заметно увеличилось, к такому выводу пришли авторы Национального доклада о человеческом развитии и торговле в Кыргызской Республике.
Доверие государственным органам выразили 61 % граждан, недоверие – 39 %. Тем не менее результаты исследования зафиксировали в первом полугодии 2016-го приостановление этой тенденции. По-видимому, следует увязать это с негативными явлениями в экономике Кыргызстана и отчасти с проблемами, которые испытывает ЕАЭС в текущем году.
Динамика составных компонентов индекса доверия населения к министерствам и ведомствам:По данным Национального статистического комитета
Следует отметить, что Кыргызстан является единственной страной в Центральной Азии, использующей индекс доверия населения для оценки качества работы государственных институтов.
Отметим, из 9 ведомств 4 имеют отрицательные показатели индекса коррупции. Самые низкие оценки индекса доверия населения у Государственной таможенной службы и Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности.
Индекс доверия населения по отдельным государственным органам:
Государственные органы | Индекс доверия населения | Индекс коррупции | |||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 6 мес. 2016 | 2015 | 6 мес. 2016 | |
Всего по республике | -5,5 | 2,9 | 14,7 | 22 | 19,5 | 10,8 | 8,5 |
Министерство экономики | -17,5 | -4,3 | 8,7 | 18,4 | 16,6 | 6,2 | 4,2 |
Министерство образования и науки | 13,4 | 21,2 | 26,8 | 20 | 16,4 | -5,5 | -5,5 |
Министерство здравоохранения | 9,7 | 14,6 | 22,3 | 5,6 | 4,1 | -20 | -24,2 |
Министерство социального развития | 1,0 | 7,4 | 21,6 | 29,3 1 | 22,4 | 20,1 | 15,2 1 |
Министерство труда, миграции и молодежи КР | -11,4 2 | -2,3 | 17,4 | 18,5 3 | 19,9 | 18,7 | 13,7 3 |
Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства | -9,5 | -2,9 | 8,8 | 13,9 | 16,6 | 10,7 | 12,7 |
Государственная таможенная служба | -16,7 | -7,8 | 5,9 | 6,7 | 4,2 | -13,3 | -18,6 |
Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности | -12,5 | 0,9 | 10,8 | 10,2 | 8,9 | 4,5 | -0,7 |
Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при ПКР |
-19,1 | -2,6 | 8,7 | 15,9 | 15,2 | 12,5 | 9,9 |
Среднее значение по выбранным министерствам | -7,0 | 2,7 | 14,6 | 15,4 | 13,8 | 3,8 | 0,7 |
По данным Национального статистического комитета КР
Добавим, указанные оценки по компоненту коррупции перекликаются с международными оценками. Так, Кыргызстан вошел в 20 % стран с худшими показателями в Индексе восприятия коррупции и занял 136 место из 177 возможных. Объем коррупционных доходов составляет 10 % от ВВП, все отрасли экономики платят коррупционный налог, в частности в торговле он составляет почти 3 %, в здравоохранении около 5 %.
По мнению опрошенных предпринимателей, причинами, порождающими коррупцию, являются:
– плохо регламентированная работа должностных лиц — 12,9 %;
– слабая судебная система, включая исполнение судебных решений – 12,3 %;
– безнаказанность коррумпированных политиков и госслужащих – 12,1 %.
Согласно проведенному исследованию эксперты пришли к выводу, что в стране низкая координация в сфере антикоррупционной деятельности рассогласованность институтов.
«Зачастую невнятность мандатов институтов по борьбе с коррупцией, а также сомнительность самой природы некоторых институтов заранее ставит борьбу с коррупцией в ущербное положение. Так, президент не имеет полномочий по Конституции страны создавать никакие структуры и государственные органы, тем не менее указом президента создана Антикоррупционная служба при ГКНБ. А согласно закону о Совете по обороне в его компетенцию не входит борьба с коррупционными проявлениями, тем не менее сегодня именно Совет по обороне является лидером в борьбе с коррупцией. Сами институты должны быть легитимны и функциональны, для того чтобы влиять эффективно на создание некоррупционной среды»,– резюмируют авторы доклада.