Не так давно в сети появились сообщения о фруктах с инфицированной ВИЧ-кровью, что вызвало большую обеспокоенность среди пользователей. Эксперты поспешили заверить, что заражение таким способом невозможно, однако они отметили крайнюю неосведомленность населения в таком важном вопросе.
Редакция K-News побеседовала с директором Республиканского центра «СПИД» Уланом Кадырбековым, который разоблачил мифы вокруг заболевания, а также рассказал, что именно требует особого внимания в профилактике и борьбе с недугом.
Какие есть заблуждения среди населения о путях заражения?
Была информация в соцсетях о бананах и иглах в креслах с инфицированной кровью. Вероятности заражения в таких случаях нет, вирус не устойчив во внешней среде при отсутствии благоприятных для него условий. Например, в банане отсутствует необходимая кислотность, и вирус погибает в течение нескольких минут. В случае с иголками, если кровь свежая, например, когда наркоманы вводят вещество через один шприц, то да. Но если просто уколоться иглой без инъекции, то вероятность очень низкая. Также невозможно заразиться через укус комара, через поцелуи. Существование таких версий говорит о том, что население недостаточно образовано в этом вопросе.
Какие есть еще пробелы в образовательной части среди населения?
Зачастую люди путают меры контрацепции с мерой профилактики заболевания. В основном это люди из уязвимых слоев населения, люди, проживающие в отдаленных районах и лица без определенного места жительства. Но это очень настораживает, раньше население четко знало такие вещи, сейчас или подзабыли или уже не ведется такая информационная работа, как раньше.
Существуют только три пути заражения – парентеральный, половой и вертикальный.
Парентеральным путем, то есть инъекционно, кроме случая ввода наркотиков шприцем может также проникнуть инфекция при переливании крови. Но в настоящий момент такое исключено практически на 100%, потому что донорская кровь проходит тестирование. Приказом Минздрава прямое переливание сейчас запрещено. Заражения при медицинских процедурах были у нас в стране в 1997 году на юге, в Ноокате, в Кара-Сууйском районе. В последние годы таких случаев не было.
Заражение половым путем выходит на первое место и с каждым годом только увеличивается. Но пока это происходит за счет партнеров ключевых групп, сюда относятся те же наркоманы.
Третий путь – вертикальный, то есть передача болезни от матери к ребенку – самый малочисленный – 2%. Если женщина принимает курс АРВ-терапии, то вероятность рождения инфицированного ребенка очень мала.
В каком соотношении эти пути заражения распространены?
На настоящий момент парентеральный путь составляет 26%, половой – 55%, вертикальный – 2%. Но есть еще группа с неуточненным выявлением. Не все признаются в случайных половых связях, в употреблении наркотиков. Все приводит к тому, что у нас имеется проблема с идентификацией путей заражения. Некоторые люди стараются перенести это в плоскость случайных заражений, например, у стоматолога.
Есть ли уголовное наказание за умышленное заражение?
За все годы независимости ни одного дела не возбуждено, доказать умышленность практически невозможно. Согласно закону об охране здоровья, человек имеет право скрыть свой статус, но, с другой стороны, так как болезнь является неизлечимой, то встает вопрос о правах окружающих граждан. Это большой вопрос, который предстоит еще решить.
В Кыргызстане много мигрантов, недавно было заявлено, что они находятся в группе риска…
Мигранты являются уязвимой группой, у них отсутствуют полноценные права в стране пребывания, отсутствует полноценное медицинское обслуживание. К тому же, обычно мигранты – это молодое население, поэтому есть высокий риск небезопасного поведения. Сейчас нет данных по мигрантам, но такое исследование планируется провести.