Данная статья является заключительной из серии статей, размещенных ранее в K—News относительно проекта налогового кодекса, находящегося сегодня на стадии общественного обсуждения, и посвящена обзору норм, которые устанавливают более строгие нормы налогового администрирования.
В Кыргызстане вот уже несколько месяцев обсуждают новую редакцию Налогового кодекса. Не все восприняли нововведения позитивно, бизнесмены говорят о значительном ужесточении отдельных мер, которые могут усложнить им работу.
Для чего ужесточаются меры, ведь правительство неоднократно заявляло о поддержке малого и среднего предпринимательства, K-News разбирался вместе с председателем правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяной Ким.
«Проект новой редакции кодекса разрабатывался, исходя из проблем, с которыми сталкивались налогоплательщики. Это все живые проблемы, они взяты не из головы, а из практики правоприменения. Практически межведомственная комиссия собрала все запросы налогоплательщиков, которые в последние годы поступали в Минэкономики, ГНС и к нам, в Палату. В тех случаях, когда доначисления были связаны с тем, что какие-то нормы неясны или нечетко прописаны, или имелись противоречия или пробелы законодательства, разработчики проекта постарались применяемые нормы исправить, дополнить и уточнить. Вполне возможно, что какие-то проблемы не удалось решить, но большинство решено», – сказала Татьяна Ким.
Кроме того, что не менее важно, а может и более – это то, что в новой редакции Налогового кодекса эксперты закрыли лазейки для уклонения от налогообложения, которыми не раз пользовались недобросовестные предприниматели.
По оценкам специалистов ежегодный ущерб государства от несовершенства налогового законодательства, по самым скромным подсчетам, составляет миллиарды сомов.
За зачет по фиктивным счетам-фактурам, накажут
Ежегодно казна страны теряет до нескольких миллиардов сомов на фиктивных счетах-фактурах, причем за такое преступление нет серьезного наказания.
«Есть лжепредприниматели, которые открывают фирмы, но на самом деле не собираются заниматься бизнесом. Они добровольно регистрируются по НДС, получают определенное количество счетов-фактур, а затем предлагают недобросовестным бизнесменам получить зачет. Например, выписывают счет-фактуру типографии на 1 млн сомов. При этом сделки никакой не было, типография не приобретала бумагу. Но благодаря этой фиктивной счет-фактуре недобросовестный предприниматель уплачивает меньшую сумму налога. А в некоторых случаях, если у вас зачет НДС превысит НДС к уплате, предприниматель сможет потребовать возврат суммы превышения из бюджета. Таким образом, такой лжепредприниматель работает пока его счет-фактуры не кончатся, потом он бросает эту компанию, чаще всего оформленную на паспорта умерших или отсутствующих в республике лиц, открывают другое предприятие и начинают тоже самое по новой. Это очень опасный инструмент», – пояснила глава Палаты налоговых консультантов.
Для борьбы с такими лжебизнесменами, проект налогового кодекса дополнен рядом статей, в том числе статьей, которая устанавливает ответственность налогоплательщика за неправомерный зачет по счетам фактурам, признанным недействительными или фиктивными.
Стать добровольным плательщиком НДС будет сложнее
Кроме того, ужесточены требования по добровольной регистрации налогоплательщиков по НДС, потому что все лжепредприниматели регистрируются именно в добровольном порядке.
«Для того чтобы защититься от лжепредпринимателей, разработаны новые механизмы — обследование по НДС, электронные счета-фактуры. Сегодня любой субъект может собрать документы и зарегистрироваться за полдня. Процедура регистрации согласно проекту Налогового кодекса станет жестче. Человек должен собрать документы, подать их, после чего в течение 3-х дней к нему придут на обследование и проверят, есть ли у будущего предпринимателя все необходимое для ведения заявленной им деятельности (склады, цех, офис)», – отметила Ким.
Контроль за дальнейшим продвижением товара на рынке будет осуществляться посредством электронных счет-фактур.
Потери от добровольных патентов до 10 млрд сомов
Информация о том, что добровольные патенты отменяют недостоверна. В Концепции фискальной политики страны на 2015-2020 годы установлена задача постепенного сокращения видов деятельности по добровольному патенту, но это будет сделано не сегодня и не завтра. В налоговом кодексе предусмотрена норма, которая вводит запрет на осуществление импортных операций добровольными патентщиками. При этом данный запрет не будет распространяться на субъектов швейной и текстильной отраслей.
«Изначально добровольный патент предназначался для таких видов деятельности, которые осуществлялись самим человеком, его семьей – маленький магазин, сапожник, оказание репетиторских услуг. Сегодня же в Кыргызстане у некоторых представителей этой категории плательщиков обороты превышают сотни миллионов сомов. Это крупные предприниматели и, естественно, поскольку у нас деятельность на основе добровольного патента ограничена сегодня 8 млн. сомами оборота, то понятно, что основная деятельность таких предпринимателей ведется за пределами законодательства, то есть в теневом поле. Очень многие дырки в налоговом законодательстве по уклонению от налогообложения реализуются именно через добровольные патенты. В частности, перемещение товаров через границу ЕАЭС, которое сегодня свободное. К чему это привело? К тому что у нас бюджет страны недополучает приличные суммы, по разным оценкам от 6 до 10 млрд сомов. А потоки дешевой продукции в Кыргызстан из стран ЕАЭС, с которых не уплачены налоги и другие платежи в бюджет, уже поставили многих местных производителей на грань банкротства. Эти огромные потери – зарплаты бюджетникам, социальные пособия населению, пенсии, а также освещение, дороги и многое другое», – подчеркнула Татьяна Ким.
Банкротство – новое основание для внеплановой проверки
В последние время в республике участились случаи притворного или мнимого банкротства. В процессе банкротства выясняется, что налогоплательщик не заплатил никаких обязательств, которые копил много лет и является большим должником перед бюджетом, при этом свои активы он благополучно увел из поля зрения контрольных органов.
«Чтобы этого избежать, теперь, как только предприятие объявило себя банкротом, у него будет проведена налоговая проверка, для того чтобы зафиксировать, какие активы есть у предприятия. Это позволит уменьшить потери бюджета», – добавила глава Палаты налоговых консультантов.
Борьба с неучтенной продукцией из стран ЕАЭС
В Кыргызстане наблюдается значительный поток контрабанды нефтепродуктов и в последние годы она только увеличивается. Для борьбы с неучтенными ГСМ введен рейдовый контроль.
«Не учтенные нефтепродукты идут через границу с Казахстаном, потом они поступают на наши АЗС. А для этого необходимо снять контрольную пломбу, и долить неучтенный бензин. Такие случаи нужно проверять и взимать причитающиеся налоги. Это как раз те налоги, которые недопоступают в бюджет. Для проверки, цела ли пломба, и необходим рейдовый контроль», – сказала Ким.
Также введен рейдовый контроль уплаты налогов по товарам, ввезенным из стран ЕАЭС. Груз из стран Союза оформляется на границе, а потом растворяется на территории республики. Поэтому если налогоплательщик завез товар из ЕАЭС и не уплатил налог, не подали отчет по косвенным налогам, право налоговой службы зайти к такому налогоплательщику и проверить уплату налога на импорт.
Установлено проектом налогового кодекса требование к физическому лицу по уплате налога на импорт с количества товара, превышающего установленный лимит. То есть будет установлен лимит ввоза на одно физическое лицо. Сегодня фура приезжает с грузом на казахстанско-кыргызскую границу, приходят граждане республики и по 50 кг перетаскивают груз через границу без уплаты каких-либо налогов. В течение дня такие предприимчивые граждане по две фуры за день перетаскивают. И все: люди и груз пропали, а кто налоги будет платить? В этой ситуации также более всего страдают добросовестные предприниматели – местные товаропроизводители.
Налоговые обязательства по рыночной цене
Расширены обстоятельства, когда налоговая служба может пересчитать налоговые обязательства по рыночной цене.
«В Кыргызстане есть целый ряд прецедентов, когда поставляется нефть из России, но не напрямую через Казахстан. Российское предприятие заключает договор с предприятием в оффшорной зоне и продает нефть по 150 сомов (когда в РФ цена 100 сомов), а потом эта оффшорная компания продает нефть в Кыргызстан по 151 сому. То есть этот 1 сом является налоговой базой для нашей страны. Вся остальная прибыль без уплаты налогов оседает в карманах хитроумных субъектов. Почему кто-то так должен делать? Введение вышеназванное нормы – это закрытие лазеек, которые существует в действующем налоговом законодательстве республики», – пояснила Татьяна Ким.
То же самое можно сделать с субъектом, освобожденным от налога на прибыль, при сделках с субъектом, зарегистрированным в государстве с льготным налогообложением. Это похожие случаи.
Раскрытие информации банками
Между банками и налоговыми органами идет давняя борьба. Сегодня банки обязаны предоставлять информацию об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков по запросам налогового органа. В новой редакции Налогового кодекса прописано, что они обязаны ежемесячно предоставлять такую информацию. Эта мировая практика.
И вторая норма: банки обязаны предоставлять информацию о операции проводимых счетами проверяемых налогоплательщиков, которая предоставляется на основании запроса органа налоговой службы или вступившего в силу судебного акта.
«Указанные нормы введены для исключения действующей практики, когда налоговая служба выставляет платежное требование по реквизитам, зарегистрированного в налоговом органе счета налогоплательщика, плательщик же, чтобы не исполнять требования налогового органа, прекращает пользоваться своим текущим счетом, при этом открывает другой счет в другом банке, и все операции через него проводит, а налоговая не знает об этом», – пояснила председатель ПНК.
Проверка чеков и новые требования к ККМ
Введена норма проверки соответствия чеков, выданных покупателям, выписанным счетам к оплате, в том числе с использованием программы автоматизации бухучета.
«Некоторые предприятия имеют доход до нескольких тысяч долларов ежедневно, а в официальных документах показывают буквально 10-20 тыс. сомов. Пора уходить от этого», – сказала глава ПНК.
Усилены требования к применению контрольно-кассовых машин. В европейских странах даже в газетных киосках установлены ККМ.
«В Кыргызстане тоже должны быть установлены ККМ на рынках, в киосках, палатках, бутиках. Наше государство растет, и качество налогового администрирования тоже должно расти. И все субъекты должны уплачивать налоги в равной степени. Никакого ущемления прав в этом нет, наоборот, это восстановление справедливости по отношению к добросовестному предпринимателю и укрепление государственности», – заключила специалист.
По словам Татьяны Ким, введением вышеуказанных норм государство просто хочет заставить всех платить налоги в равной степени. В Кыргызстане самое либеральное налогообложение на просторах СНГ. Кроме того, проект новой редакции налогового кодекса закрывает немало лазеек для недобросовестных бизнесменов, и те, кто сегодня настойчиво выступает против введения указанных норм, защищают личные и корпоративные интересы отдельных групп налогоплательщиков.