Криптовалюты продолжают удивлять финансовый мир. 6 декабря биткоин преодолел отметку в $15 тыс. за 1 виртуальную монету. Сегодня на бирже OKcoin за 1 биткоин дают $15,2 тыс. — криптовалюта достигла своего исторического максимума.
Некоторые аналитики считают, что криптовалюта – это мыльный пузырь, и когда он лопнет, то вызовет финансовую нестабильность. Учитывая, что криптовалюты растут, как на дрожжах, они сравнивают их с тюльпановой лихорадкой в Голландии, которая завершилась ровно 380 лет назад.
Европа познакомилась с тюльпаном во второй половине XVI века благодаря ботанику Карлу Клузиусу. К началу следующего века голландцы начали экспортировать луковицы тюльпанов, что превратило садоводство в прибыльный бизнес.
К 1633 году из-за высокой смертности населения и нехватки рабочих рук зарплаты у рабочих повысились. У населения появились лишние деньги, что стало поводом расширения круга покупателей и продавцов тюльпанами. Сигналом лихорадки стал обмен каменного дома на три луковицы в 1633-м. Если ранее луковицы покупали за деньги, то к этому времени они сами стали разменной монетой.
[tds_note]Чтобы не останавливать торговлю цветами, умелые торговцы перешли к фьючерсной торговле. Вначале луковицы продавали лишь в июле-октябре, укоренившиеся луковицы потом выкапывать нельзя. Для обхода такого запрета торговцы стали предлагать луковицы в земле, с обязательством их передачи покупателю летом.[/tds_note]К 1635 году все продажи стали бумажными. Так, цены на луковицы выросли в десятки раз. Если в 1633 году одна луковица сорта Centen стоила 40 флоринов, то к этому периоду она возросла в цене до 350. Был даже задокументирован случай продажи 40 луковиц за 100 тыс флоринов.
К началу 1637 года вся купля-продажа на биржах проводилась только на бумаге. Знатоки посоветовали цветоводам не покупать луковицы. Ко 2 февраля никто не покупал их, все продавали, рынок начал обваливаться.
Апогеем лихорадки стал аукцион 5 февраля в Алкмаре. На продажу была выставлена редкая коллекция луковиц местного трактирщика, который скончался в 1636 году. Его дети растиражировали аукцион и выручили за свою коллекцию 90 тыс. гульденов, что эквивалентно $6 млн в 2010 году. Но проблемой фьючерсной торговли было то, что деньги не отдавали сразу, а приходили к доверительному соглашению. Через пару дней тюльпановая биржа в Голландии окончательно рухнула, а сироты так и не получили своих денег.