Итоги недели: «…и остави нам долги наши»

Автор -
551

Любая отставка правительства, кроме политики, лихорадит и экономику с бизнесом. Она в очередной раз демонстрирует нам, что с 1991 года Кыргызстан живет в режиме чрезвычайного положения. Мы все время боимся, что завтра будет хуже, чем сегодня.

Проблем у нас — воз и маленькая тележка. И, похоже, что иного способа решать экономические проблемы, кроме того, чтобы брать очередной займ, не знает никто. Иначе, зачем правительство Кыргызстана еще в премьерство Исакова решило внести изменения в Бюджетный кодекс? Они — эти изменения — должны увеличить предельно допустимое соотношение госдолга к ВВП. Поправки Исаков отдал на рассмотрение в Жогорку Кенеш. Теперь Исакова нет, а поправки — остались. Хотим напомнить: ранее предельное значение госдолга в ВВП составляло не более 60%. В 2017 году, ввели Бюджетный кодекс, в котором прописали формулу допустимого значения долга, куда и вписывались 60%.

Теперь хотят поднять это значение на 10%. Чтобы оно было до 70%. По последним примерным расчетам, на каждом из кыргызстанцев «висит» $703 государственных долгов. Хотя чиновники из Минфина и говорят, что простой гражданин ни в коем случае не будет выплачивать этот долг, рассчитываться все равно придется из госбюджета. Увеличим $703 на 10% и получим уже $773. Как выплачивать, а главное — как? Это большой вопрос.

Сейчас все указывает на то, что возврат кредитов может иметь очень нехорошие последствия. Как-то не хочется, как в Таджикистане, отдавать тому же Китаю какое-нибудь золоторудное месторождение. Душанбе уже передал Пекину золоторудное месторождение Верхний Кумарг в Согдийской области. Причем, в счет погашения долга, который понадобился для модернизации ТЭЦ «Душанбе-2».

Разрабатывать Верхний Кумарг будет китайская компания ТВЕА. Знакомое название, не правда ли? Это — та самая компания, которая занималась модернизацией бишкекской ТЭЦ-1.

Ранее ТВЕА получила доступ к таджикскому месторождению «Восточный Дуоба». Китайцы будет добывать там золото до тех пор, пока не «отобьет» средства, вложенные в строительство ТЭЦ «Душанбе-2», а потом будет подписан новый договор на новых условиях.

А что будем отдавать мы? Тем более, что сроки выплаты долга поджимают. Кыргызстан через пять лет должен будет выплатить только Китаю 320 миллионов долларов — часть долга плюс проценты. Ни для кого не секрет, что быстро Китай подписывает только те кредитные договора, в которых ответственность китайской стороны минимальна. И страна идет на такие условия — ведь дыры в бюджете латать надо. Народ уже простыми обещаниями не накормить. Работу надо хотя бы показывать. Так и подписываем — быстро, и не думая о последствиях. Лишь бы получить деньги, да поскорее.

Не смотрят власти и на то, что сроки выплат по кредитам очень короткие, а также — и на то, что в договорах отмечено: все споры будут рассматриваться только в арбитражном суде Гонконга, и все моменты будут толковаться только в соответствии с законами КНР.

Так и живем: сначала подписываем кредитные соглашения, а потом — ломаем головы, как вернуть. Некоторые депутаты, возможно, думают: если что — «Кумтор» отдадим. Но там — крепкий хозяйственник: «Центерра». Компания, которая, вот незадача, никак не поддается давлению на нее. Все время садится за стол переговоров, и пытается урегулировать ситуацию, чтобы дальше работать. Никак не плюнет и не уйдет. Тогда бы быстро ее национализировали, как мы умеем и китайцам за долги отдали бы.

Вот и на заслушивании отчета, уже бывшего премьера Сапара Исакова, депутат Талант Мамытов, выразил недовольство соглашением, заключенным в ноябре прошлого года. В рамках этого соглашения, «Центерра» взяла на себя обязательства расширить финансирование природоохранных мероприятий акватории Иссык-Куля. Кстати, в 2012 году Мамытов выступал за национализацию рудника.

Исаков отметил, что, в случае если «Центерра» подаст в суд, КР проиграет дело и будет вынуждена выплатить $2 млрд.

— Мы провели экспертизу. О том, каковы наши шансы в Арбитражном суде, юридическая компания King & Wood Mallesons дала заключение, что мы проиграем. Мы должны думать о будущем «Кумтора» и увеличить срок работы рудника на 10 лет. Более $1 млрд инвестиций привлечено, более 3.5 тыс. человек работает на предприятии. Как можно их оставить на улице? – спросил Исаков.

Национализация, как возможность прибрать к рукам лакомые куски, все еще витает в нашем воздухе. Хотя все забывают, что проведенная национализация 2010 года прошла вразрез и главному закону страны – Конституции и вообще законодательству Кыргызстана.

Не все инвесторы и предприниматели, у которых национализировали имущество, были связаны с президентом Бакиевым и его семейством. Но имущество потеряли. А кто-то — на нем нажился. Некоторые считают это «издержками революции». Но для экономики это был сокрушительный удар. И не надо, думаем, его повторять…

Надо поднимать экономику не национализацией и бездумным взятием кредитов, А наращиванием и укреплением связей между внутренними и внешними производителями. И хорошим примером для этого служат ознакомительные выставки и визиты и тому подобное.

Подобный ознакомительный визит сделали представители крупных компаний-производителей зерновых культур, кондитерских изделий и бытовой техники из Краснодарского края России.

Директор Центра координации поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников сказал на встрече:

— Мы заинтересованы в сотрудничестве с кыргызскими предприятиями, осуществляющими свою деятельность в области сельскохозяйственной переработки, пищевой промышленности и оптово-розничной торговли. На рынке Евразийского экономического союза кыргызские производители хорошо зарекомендовали себя. К примеру, многие знают, что в Кыргызстане производят очень хороший коньяк. Мы планируем найти точки соприкосновения с местными компаниями и органами власти, чтобы экспортировать свою продукцию или импортировать ваши товары.

Такие встречи нужно проводить в стране повсеместно. Чтобы и внутренние наши производители знали свои рынки сбыта, и внешние предприниматели могли увидеть на нашем рынке хорошие перспективы.

Хочется верить, что новое правительство сможет проработать гораздо больший срок, чем несколько месяцев. Но главное — работа должна быть направлена не на увеличение госдолга, с думами потом, как бы выкрутиться, а на развитие имеющихся экономических ресурсов, создание рабочих мест и улучшение инвестиционного климата. Все это, собственно, и называется эффективным ведением хозяйства.

Ирина Соколова

Поделитесь новостью