В Казахстане набирает масштабные обороты “серый ввоз” автотехники китайского производства

В Казахстане набирает масштабные обороты так называемый “серый ввоз” автотехники китайского производства, не соответствующей строгим экологическим требованиям, предъявляемым к транспортным средствам, эксплуатируемым на территории Таможенного союза. В связи с этим Ассоциация казахстанского автобизнеса бьет тревогу, пишет «Караван».

Кроме очевидных нарушений в сфере безопасности наносится серьезный ущерб экологии и экономике страны. В бюджет государства ежегодно не поступает порядка 500–600 миллионов тенге пошлин и налогов.

По утверждению директора по техническому регулированию ассоциации Ербола СЕЙПИЛОВА, в стране отсутствует единый механизм по пресечению “серого ввоза”.

– Главная проблема на сегодняшний день одна – Казахстан не обезопасил свой рынок от контрафакта, ввозимого из третьих стран. Отечественные автопроизводители и официальные автодилеры несут огромные экономические потери вследствие недобросовестной конкуренции.

– Все производимые здесь и ввозимые на территорию ЕАЭС транспортные средства должны проходить оценку соответствия требованиям настоящего технического регламента. Должны, но не проходят. Почему?

– Сейчас недобросовестные импортеры ввозят в Казахстан неограниченное количество транспортных средств, используя определение “единичное транспортное средство” и декларируя их как “ввоз физическим лицом для собственных нужд”. На этом основании они проходят упрощенную процедуру оценки соответствия транспортных средств, получая на них свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Недавняя проверка показала, что на грузовые автомобили производства КНР, Южной Кореи с экологическим классом Евро-3 и Евро-2 оформлялись свидетельства, подтверждающие, что эти автомобили соответствуют экологическому классу 4. Но это же мошенничество чистой воды!

Серые дилеры подделывают отгрузочные документы, устанавливают муляжи топливной системы, имитирующие экологический класс 4, производят таможенное оформление автомобилей без выполнения требований по установке и испытанию устройства вызова экстренных оперативных служб и других необходимых требований технического регламента, выданных казахстанскими лабораториями.

В дальнейшем перепродают эти автомобили третьим лицам, переправляют в другие государства – члены ЕАЭС. Претензии от соседей на сей счет уже поступают.

По результатам проверки были аннулированы незаконно выданные свидетельства в отношении 311 автомобилей. Нарушения носят скрытый и системный характер, и их пресечение возможно только при непосредственном участии государственных органов, в том числе за счет внедрения конкретных мер при совершении  таможенных процедур.

– Какие это могут быть меры?

– Необходимо ужесточить требования по аккредитации испытательных лабораторий и органов по подтверждению соответствия, разработать и внедрить таможенными органами РК “профиль риска” на грузовую автотехнику китайского производства, предусматривающий проверку представленных документов для таможенной очистки.

Вопрос по пресечению “серого ввоза” сейчас обсуждается на уровне Евразийской экономической комиссии. Но этих мер явно недостаточно.

Считаем, что в разрешении этой взрывоопасной проблемы с поставкой в Казахстан некачественной продукции из КНР должна срочно вмешаться и Генеральная прокуратура.

Бомба замедленного действия

Председатель совета директоров ОЮЛ “Союз предприятий автомобильной отрасли “КазАвтоПром” Олег АЛФЁРОВ обозначил еще одну “бомбу замедленного действия” на рынке. В эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” он рассказал, как недобросовестные продавцы и производители авто с легкостью обходят систему сертификации.

– Факты неправомерной выдачи сертификационных документов казахстанскими органами по подтверждению соответствия приобрели угрожающе системный характер, – говорит Олег Алфёров. – В обращение все чаще выходят товары, не соответствующие действующим нормам технического регулирования.

Первая причина – чрезмерное число таких органов, и как следствие – невозможность их эффективного контроля. Вторая беда – низкая квалификация экспертов этих организаций. И, наконец, третий фактор – практически полное отсутствие наказания недобросовестных участников рынка, разрабатывающих хитрые схемы обхода норм техрегулирования.

Производство и подтверждение соответствия продукции требуют значительных финансовых и временных ресурсов. Поэтому среди нарушителей не только мелкие дилеры, но и крупные казахстанские производители.

– Кто и почему пришел к такому выводу?

– Многочисленные нарушения выявил профильный орган – комитет техрегулирования министерства по инвестициям и развитию. Однако само по себе признание нарушения не решает проблемы недобросовестной сертификации – органы дорожной полиции, поставившие на учет “некондиционный” автомобиль, почему-то не желают его отзывать. Но механизм изъятия такого товара должен быть продуман и внедрен обязательно.

Поделитесь новостью