Около месяца назад британская золотодобывающая компания Chaarat Gold Holdings публично озвучила свое предложение Centerra Gold Inc. по приобретению месторождения Кумтор. Соответствующее заявление компания опубликовала на своем официальном сайте, а также на портале Лондонской биржи.
Реакция «Центерры» последовала практически незамедлительно – представители канадской компании выступили с официальным заявлением о том, что ни «Центерра», ни правительство Кыргызстана в сделке не заинтересованы. Причем, само правительство КР, а равно и госпредприятие «Кыргызалтын», от имени которого в данной трехсторонней сделке участвовала бы кыргызская сторона, никаких официальных ответов не давали и никак предложение «Чаарата» не комментировали. Возникло устойчивое впечатление, что все быстро решили в приватном режиме, и вопрос закрыт. На самом деле, нет. Сделка по «Кумтору» по-прежнему актуальное, а главное – вполне потенциально осуществимое, предложение. В публичном обсуждении которого осталось множество белых пятен и непроговоренных моментов. Их и необходимо озвучить для ясного понимания ситуации.
Что выгодно Кыргызстану?
В самом общем смысле Кыргызстану на сегодняшний день выгоден любой сдвиг с мертвой точки болезненного «кумторского вопроса». Страна получает от деятельности рудника, управляемого канадской компанией, крайне малый доход. А последний пересмотр соглашения с «Центеррой», осуществленный еще в 2009 году, не лучшим образом сказался на правовых позициях кыргызской стороны. По актуальным условиям договора мы не имеем права не только расторгнуть соглашение с канадцами в одностороннем порядке, но даже и требовать для себя больших выгод или преференций. Проще говоря, в 2009-м мы так неудачно договорились с канадцами, что за предложенные ими денежные выплаты и компенсации согласились лишить себя возможности и дальше договариваться и что-то самостоятельно решать. Любые попытки еще раз пересмотреть пункты соглашения с «Центеррой» приведут нас в международный суд.
В сложившейся ситуации появление такого третьего игрока, как «Чаарат» с его предложением о покупке «Кумтора», нам только на руку, так как самостоятельно мы с «Центеррой» ни о чем не договоримся.
Как именно «Чаарат» может провести эту сделку?
Тут же и возникает логичный вопрос: если позиции канадской стороны по условиям соглашения так сильны, то не может ли она просто ультимативно отвергнуть предложение британской компании, и на этом все закончится? И вообще, от Кыргызстана тут что-то зависит? Нет, не может. И да, зависит.
В настоящее время Кыргызстан владеет 26% акций «Кумтора», являясь самым крупным держателем акций предприятия. «Чаарат» в свою очередь ведет переговоры с крупными акционерами «Центерры», и, таким образом, получив их согласие, может провести решение о продаже «Кумтора» через собрание акционеров, одним из которых будет как раз кыргызская сторона. Это стандартный подход для таких сделок. И Кыргызстан в деле «Кумтора» получает реальный рычаг влияния. Так как может либо согласиться на предложение «Чаарата» и поддержать эту компанию, голосуя за сделку как акционер, либо потребовать существенных и необходимых стране уступок от «Центерры», которая «Кумтор» продавать не хочет. И тогда уже выбирать придется канадцам – либо продажа золотодобывающего предприятия, либо принятие новых условий кыргызской стороны.
А «Чаарат» — надежная компания?
И, наконец, третий наиболее важный вопрос: что будет, если мы поддержим позицию «Чаарата», и компания купит «Кумтор»? Не окажется ли предприятие в руках у ненадежного инвестора, и нет ли в связи с этой компанией каких-то подводных камней, о которых мы не знаем. Для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть позиции компании и отношение к ней на самом британском финансовом рынке.
«Чаарат» относительно молодая компания, но с надежными источниками финансирования и вполне прозрачной деятельностью, так что никаких подозрений и опасений на ее счет у британских участников рынка нет. Сделку с «Кумтором» британские эксперты обсуждают вполне всерьез и называют амбициозным проектом:
[tds_info](здесь и далее приводятся цитаты из обсуждения финансовых экспертов и инвесторов с официального сайта британского финансового рынка uk.advfn.com)[/tds_info]«Бизнес часто связан с рисками. Кажется, что команда «Чаарат» готова к этому и может хорошо справиться со всеми сложностями. Сейчас много шума вокруг компании. Но не вызывает сомнений, что достаточно будет удачного проведения сделки, чтобы это вылилось во что-то очень хорошее».
«Если у «Чаарат» получится купить «Кумтор», то, я думаю, местные жители будут благодарны за то, что они вернули Кумтор. Правительство [КР – прим.перев.] об этом всегда только говорило, но никаких действий не следовало».
«Кыргызский народ давно не удовлетворен условиями «Центерры». Предложение «Чаарата», решает много проблем и может стать шансом исправить исторические ошибки».
Условия сделки по покупке «Кумтора», с точки зрения его рыночной стоимости и выгоды предложения для «Центерры», также называют справедливыми:
«Данное предложение по «Кумтору» не является необоснованным. Я ожидал всего 600 миллионов долларов, поэтому $800 млн можно считать разумной сделкой, чтобы устранить долгосрочную головную боль. Я также подозреваю, что правительству Кыргызстана понравится сделка, я бы даже сказал, что у нее есть хорошие шансы на успех».
Чем можно подытожить: Кыргызстан имеет реальную возможность решить проблему получения справедливой прибыли от «Кумтора». Предложение «Чаарата» — серьезная и вполне стабильная перспектива, поэтому нет причин сомневаться в том, что власти Кыргызстана действительно могут начать переговорный процесс с «Центеррой» с активной позиции, предложив ей в качестве альтернативы продаже «Кумтора» пересмотр условий соглашения.
По итогам переговоров правительство КР в сложившейся ситуации действительно может выбрать наиболее приемлемый для страны вариант. В случае, если «Центерра» не пойдет на уступки, а «Чаарат» купит «Кумтор», доход КР от золотодобывающего предприятия составит 50% от общей прибыли рудника, что также значительно более выгодно, чем условия нынешнего соглашения с канадцами.
И, таким образом, сейчас – в пространстве этих новых возможностей – решающий ход только за нами.
Айнура Эсентурова, независимый эксперт