ШОС расширяется за счет новых стран, но Иран это до поры не касается, во многом благодаря противодействию Душанбе, считают российские востоковеды и эксперты Российского совета по международным делам, пишет Sputnik.
В китайском городе Циндао 9-10 июня прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества и впервые в формате «восьмерки». К шести полноправным членам организации — Китаю, России, Таджикистану, Кыргызстану, Узбекистану и Казахстану — добавились еще два — Индия и Пакистан.
Обсуждений по поводу вхождения этих стран в состав Организации было немало, как и разговоров, что расширение за счет Исламабада и Дели усложнит компромиссный процесс принятия решений и ослабит ШОС. Но после пополнения Организации спорных вопросов не стало меньше, и главный из них — когда принимать Иран?
Душанбе выступает против
Напомним, что на прошлогоднем саммите в Астане все члены организации, за исключением Таджикистана, поддержали привлечение Тегерана к более глубокой работе в рамках ШОС.
Формальный повод для недовольства — то, что иранцы предоставили убежище Мухиддину Кабири, лидеру оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которую власти республики обвиняют в террористической деятельности и подготовке вооруженного мятежа.
Но ситуация вокруг опального политика, возможно, не единственная причина противодействия Тегерану, считает эксперт-востоковед Андрей Серенко.
«Я не думаю, что ПИВТ сегодня реально представляет угрозу, из-за которой расстраивались бы в Душанбе. Скорее, такие действия — результат тонкой, хотя и не очень скрываемой интриги Саудовской Аравии», — прокомментировал Серенко недавний антииранский митинг в Душанбе.
По его мнению, Саудовская Аравия спонсирует в Таджикистане возведение нескольких крупных правительственных зданий и гражданских сооружений в обмен на формальную поддержку своей политики в регионе.
Однако то, значимость денег Эр-Рияда, — это пока частные предположения, стопроцентных доказательств этому нет. Да и саудовские стройки в Таджикистане — это, в отличие от Рогуна, Нурека или реактора «Аргус», больше имидживые, а не жизненно важные инфраструктурные проекты.
Тегеран подождет
И все-таки, несмотря на доброжелательное отношение к Ирану, в «шанхайский клуб» его в ближайшее пару лет не примут.
Во-первых, для этого придется убедить Таджикистан, что ШОС — консенсуная организация и для принятия важных решений необходим какой-никакой компромисс между странами-участниками.
Бахтиер Хакимов, представитель президента России по делам Организации в декабре говорил, что ШОС поможет сторонам помириться. Правда, как именно это будет происходить и в какие сроки, не уточнил.
Во-вторых, «восьмерка» должна переварить вступление новых членов, то есть нивелировать возможные конфликты, которых между Индией и Пакистаном тьма, и обдумать вектор совместной работы на несколько лет вперед.
«Дальнейшая судьба ШОС, с точки зрения расширения, остается открытой. Одна из главных проблем — как быть со странами, проявляющими интерес к вступлению в организацию. И поэтому компромисса на счет завтрашнего приема Ирана нет», — отмечает бывший заместитель генсека ШОС, российский дипломат Михаил Коноровский.
На недавнем мероприятии Российского совета по международным делам (РСМД), посвященном перспективам «шанхайского клуба», посол отмечал, что официальный Тегеран в ожидании членства ведет себя максимально тактично, должно быть понимая, что является наиболее вероятным кандидатом.
«Выиграл бы от этого ШОС? Конечно да. Тем более, Иран является наблюдателем примерно столько же — сколько Индия и Пакистан, и имеет все основания стать полноправным членом», — пояснил Коноровский Sputnik Таджикистан.
Затягивать не стоит
В текущей деликатной ситуации с Таджикистаном пауза в связи с принятием новых членов — очень удобный предлог.
Между тем членам Организации, возможно, не следует слишком медлить с окончательным решением.
Иранские дипломаты хранят вежливое молчание, не выказывая претензий и никак не навязывая себя ШОС. Да и президент страны является желанным гостем практически на каждом саммите.
Но несмотря на всю восточную вежливость, власти исламской республики могут расценить паузу как неуважение к себе. А Иран относится к тем политическим игрокам, которые обид не помнят — они их записывают.
И это при случае может сильно подпортить настроение некоторым членам ШОС, когда тем вдруг потребуется поддержка Тегерана.