Данные об употреблении наркотиков казахстанскими несовершеннолетними могут шокировать любого родителя, пишет «Караван.kz».
Самый молодой возраст наркозависимого — 14 лет. В 2018 году на наркологическом учете состоит уже 18 детей, среди которых есть и девочки. Об этом сообщил руководитель наркологического центра медико-социальной коррекции Сапар Рахменшеев. Но, по мнению частного врача-нарколога, эту цифру можно смело умножать на три, ведь эта статистика — только вершина айсберга.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с врачом-наркологом Русланом Алиевым, имеющим 20-летний опыт работы в наркоцентре и центре психического здоровья, о том, насколько востребованы наркотики среди ребят школьного возраста, чего следует опасаться и как распознать признаки наркозависимости у ребенка.
— У 80-90 процентов людей сформировался антинаркотический иммунитет к героину, метадону, тяжелым наркотикам – опиатам, но он еще не сформирован к наркотикам нового века: курительным смесям, синтетическим наркотикам, СПИДам, «скоростям», «кристаллам» и так далее. К сожалению, это борьба не на один год. И задача первичной профилактики — сделать так, чтобы человек вообще не прикоснулся к наркотикам, — рассказывает специалист.
Синтетические наркотики сейчас захлестнули нашу молодежь, по словам врача, к сожалению, это даже коснулось и школьников.
— И самое страшное, что сейчас появились конфеты и жевательные резинки. «Дарт Вейдер» – из «Звездных войн» — под этим названием распространяют жевательные конфеты и резинки голубого цвета. Стало очень легко найти наркотики в Интернете, стало сложнее ловить таких поставщиков. Наркокурьеры перешли на детей школьного и дошкольного возраста.
Синтетические наркотики известны в Казахстане с 2006-2007 годов, они запрещены. В УК РК это статья 296 «Незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, прекурсорами без цели сбыта». По словам нарколога, сейчас насчитывается свыше 1 500 видов синтетических наркотиков.
— Широкое распространение среди школьников получили именно синтетические каннабиноиды, это JWH, курительные смеси, или эти же конфеты. Продавцы искусно заманивают, говоря: «Это же супер, съешь такую конфету — и будешь таким же классным». Рассчитано на невысокий уровень интеллекта, доверчивость детей — они ведь верят взрослым. А кто-то, мягко говоря, плохие люди, которые пользуются этим с целью наживы, хотя у самих есть дети.
Руслан Нажафович уверен, что профилактическую беседу нужно проводить с ребенком как можно раньше.
— Они уже с четырех лет все воспринимают. Я испугался однажды: моего пятилетнего сына угостили конфетой, я был в панике, стал его учить никогда ничего не брать у чужих, провел лекцию. Выяснил, откуда пришли «угостители», зашел в магазин, убедился, что да, такие конфеты продаются, и тогда успокоился.
Основным методом профилактики, по мнению врача, должно быть формирование антинаркотического иммунитета.
— Чем раньше мы сформируем антинаркотический иммунитет, тем раньше мы избавимся от наркотиков, они не должны быть у нас востребованы. Взрослые и дети должны быть осведомлены. У детей нужно сформировать антинаркотический иммунитет путем бесед, лекций, профилактических разговоров, тренингов и так далее. Детей должны учить в школах, чтобы не брали, не пробовали. Если не будет спроса, то не будет и ввоза. Самый лучший вариант — если продавцы скажут, что «в Казахстан ввозить наркотики бесполезно, там не употребляют». Чтобы человек осознал, если человек примет и осознает, тогда он не будет пробовать.
Надо рассказывать ребенку, что есть такие вещества, как наркотики, надо говорить, что от них ты не вырастешь, плохо будешь себя чувствовать, будешь слабым, не сможешь нормально разговаривать, не сможешь обучаться нормально, — надо на этом акцент делать. Если не знаешь человека, нельзя ничего у него брать, ни жвачку, ни конфеты. И надо понимать, что сейчас очень страшное для детей время, — говорит врач.
Основным трафиком поставки синтетических каннабиноидов является Китай, несмотря на жестокие меры тамошних властей, наказывающих за любую причастность к распространению наркотических средств.
— Одно время их завозили под видом солей для ванн. И достаточно одной крупинки, одного вдоха, чтобы возникли резкие, яркие, галлюциногенные расстройства. Человеку кажется, что он превращается в животного, в птицу, он совершает прыжки. Ему кажется, он становится на многое способным, что он может летать, он поднимается на высотное здание, расправляет свои руки-крылья и прыгает.
Если вовремя не оказать помощь, все может закончиться неосознанным суицидом.
— Без помощи специалиста психика резко меняется до шизофренического состояния, а шизофрения — это хроническое прогрессирующее заболевание. Человек становится замкнутым, грубым, снижаются интеллектуальные способности.
— Наркоторговцы заявляют: «Попробовав наркотик, будешь хорошо мыслить, станешь суперчеловеком». И так хитро рекламируют, что у подростка может возникнуть интерес.
Ему говорят: ты сможешь стихи писать, наркотики стимулируют головной мозг, появляется воображение… Но это все обман, наркотический обман, за которым зачастую следуют годы последующего лечения.
Риск снова стать наркоманом у того, кто попробовал наркотик, остается навсегда.
— Человек, один раз попробовавший наркотик, остается зависимым от него всю оставшуюся жизнь. Он должен будет себя контролировать и ограждать. Ведь, что бы мы ни пробовали, что бы ни делали, все фиксируется головным мозгом. И этот «файлик» нельзя стереть, как на компьютере. Его можно только завуалировать, чтобы он больше не всплывал, не включалась эта наркотическая зависимость. Основной путь — это, конечно, снятие интоксикации, лекарственная терапия, потом работа психологов и психотерапевтов, индивидуальные тренинги, групповые тренинги, арт-терапия. Существуют группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, после реабилитации люди туда записываются, делятся результатами.
Специалисты считают, что у подростка или молодого человека можно заметить косвенные и прямые признаки употребления наркотиков.
Косвенные признаки
Изменение поведения, нарушение сна, раздражительность, неусидчивость, гиперкинезы (повышенная, иногда хаотичная, двигательная активность), закодированные слова по телефону.
Прямые признаки
Изменение кожных покровов, изменение глазных яблок, изменение зрачков, отсутствие фотореакции, на коже возможны сосудистые звездочки, сухость слизистых, изменение походки, речи, речь может быть вялая или ускоренная «проглатывает слова», сухость во рту, повышенный аппетит, повышенная жажда, бессонница, нарушение биологического ритма (днем спит, ночью бодрствует).
Если есть хотя бы три из вышеперечисленных признаков у ребенка, молодого человека или девушки, стоит незамедлительно обратиться к наркологу.
Образ наркомана — это давно уже не грязный панк в рваной куртке, обитающий где-то в подвале и зарабатывающий кражами и хулиганством. Наркомании стали подвержены и дети из нормальных, обеспеченных семей.
— Определенный вид наркотика может быть популярен у детей из неблагополучных семей, а в благополучных семьях популярен более дорогой вид наркотика. У кого-то ребенок единственный в семье, его лелеют, дают деньги, родители сами на работе.
Зачастую начинают употреблять молодые люди, подростки, школьники, у которых вроде семья благополучная, и материально в том числе, а очень мало времени уделяют ребенку. У ребенка дефицит общения, он тянется на улицу. Одна из главных причин наркомании у подростков — дефицит общения с родителями. Влияют также наследственность и окружение. Если отец употреблял алкоголь или наркотик, то тут 50 на 50, что их сын или дочь будет употреблять их тоже.
Самое главное, по мнению специалистов, всегда оставаться в доверительных отношениях со своим ребенком и ни в коем случае не запугивать его.