Казахстан: В ожидании перестановок или сценарии транзита власти заморожены?

Автор -
391

Активизация Нурсултана Назарбаева в конце лета, в том числе его поездки по регионам и встречи с руководителями госструктур, не остались без внимания общественности и экспертного сообщества. По стране поползли слухи о предстоящих кадровых рокировках в высшем эшелоне госуправления, включая отставку правительства Бакытжана Сагинтаева, пишет kz.expert.

Всевозможные варианты перестановок с указанием конкретных ведомств и лиц, которые их якобы возглавят, активно циркулируют по социальным сетям, озвучиваются в постах со ссылкой на авторитетные источники, опровергаются и доказываются – в общем тема бурно обсуждается.

Проблема, однако, в том, что дискуссия в казахстанском обществе на тему предстоящих кадровых решений «лидера нации» в основном сконцентрировалась на двух вещах: во-первых, кто займет, или, наоборот, потеряет то или иное кресло, во-вторых, как эти изменения отразятся на балансе сил в казахстанской правящей элите,  с упором на то, что транзит верховной власти в стране вот-вот грянет. В то же время куда более важные вопросы — какую социально-экономическую политику будет или должно проводить новое правительство республики и какие корректировки во внутренней политике можно ожидать в случае обновления руководства администрации президента,  даже не поднимаются.

Почему не поднимаются – понятно. Всем без исключения ясно, что принципиальных изменений в государственной политике не будет до тех пор, пока верховная власть в стране не перейдет из рук елбасы в руки другого человека. В результате этого коллапса Казахстан автоматически лишает себя возможности экспериментировать и опробовать методы, которые привели к успеху другие страны.

Между тем, именно это сегодня востребовано в мире. Взять, к примеру, США, где президентом стал несистемный кандидат Дональд Трамп.  То, что он сегодня делает во внутренней и внешней политике, это эксперимент общенационального и мирового масштаба. Он не обязательно приведет к успеху, но может и привести. В любом случае это лучше, чем ждать погоды у моря.

Своими прогнозами в СМИ  делится также известный казахстанский политолог, главный редактор биографической энциклопедии«Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев.

— Данияр Рахманович, следует ли ожидать, что в предстоящий политический сезон 2018-2019 гг. начнется подготовка к новому электоральному циклу, связанному с президентскими выборами 2020 года? Произойдет ли в связи с этим оживление в политическом и партийном поле? Станет ли в этот период более очевидной фигура преемника? Еще один момент – состоятся ли в ближайшее время досрочные парламентские выборы с тем, чтобы подойти к президентской избирательной кампании с обновленным и «посвежевшим» Мажилисом?

— Напомню, что досрочные выборы у нас проводятся не из политических, а из финансовых и бюджетных соображений с одной стороны, с другой – чтобы лишний раз подтвердить легитимность действующего главы государства. У меня есть большие сомнения в том, что следующий электоральный цикл будет использован для реализации проекта «Преемник». Нурсултан Абишевич не показывает никоим образом того, что он собирается уходить. Исходя из этого, не думаю, что вопрос о транзите стоит в среднесрочной перспективе. Скорее всего, президент не определился и с преемником, и с самой возможностью своего досрочного ухода. Скорее всего, Нурсултан Абишевич останется на посту главы государства до конца.

— То есть ждать 2020 года как некоего часа Х, когда будет решен вопрос передачи власти, не стоит?

— Отмечу, что процесс смены власти в Казахстане не требует синхронизации с электоральными циклами. Согласно конституции, в случае досрочного ухода действующего главы государства со своей должности президентом на оставшийся срок автоматически, с небольшими ограничениями, становится спикер Сената. Полагаю, что в связи с этим привязки к выборам транзит власти иметь не будет. Хотя президент и держит на многих ключевых позициях людей, которые устраивают его, но вряд ли подходят на пост главы государства. Думаю, что сценарии транзита определены уже сегодня, но в настоящий момент они заморожены и при необходимости будут реализованы в самый последний момент с тем, чтобы исключить какие-то варианты подковерных интриг или противодействие намеченному сценарию. Таким образом, можно прогнозировать, что на предстоящих президентских выборах победит Нурсултан Абишевич Назарбаев, а на парламентских – партия «Нур Отан». И других каких-то вариантов в настоящий момент ожидать не следует. Коротко говоря, транзит к электоральному циклу привязан не будет.

— Получается, что реформа Совета безопасности и наделение Елбасы правом пожизненно им руководить – это своего рода «обманка»? И полномочия «коллективного преемника» посредством этого института реализованы не будут?

— Думаю, что в законе сделан акцент на аппаратной, а не политической составляющей. Конечной целью было вывести Совбез из структуры Администрации президента, а не создать орган «коллективного преемничества». Напомню, что у нас вот уже в течение восемнадцати лет действует закон «О Первом Президенте – Лидере нации», который предоставляет действующему президенту и гарантии неприкосновенности, и широкие права. Однако этот закон существует на бумаге уже восемнадцать лет, а Нурсултан Абишевич как никуда не собирался уходить, так и не собирается.

— Существуют ли предпосылки для проведения досрочных парламентских выборов, скажем, зимой 2018 – весной 2019 года?

— Даже если они состоятся, никакого изменения в политический расклад они не привнесут. Парламентские выборы в казахстанских реалиях нужны только для подтверждения легитимности политического строя.

Поделиться