Действия спецслужб королевства нарушали права на частную семейную жизнь и на свободу самовыражения, постановил Европейский суд по правам человека. При этом судьи признали право разведок делиться информацией с коллегами за рубежом, сообщает «Хайтек+».
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрел обращение правозащитников из Big Brother Watch, Amnesty International, Бюро расследовательской журналистики и других некоммерческих организаций по поводу программы слежки со стороны спецслужб Великобритании. В Страсбурге признали, что некоторые права граждан были ущемлены, но приняли не все доводы правозащитников.
Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден сообщил, что спецслужбы Британии хранят у себя записи телефонных переговоров, текстовых сообщений и другие данные. Причем объектом их внимания часто становятся не преступники, а законопослушные граждане. Заявители считают, что по роду своих занятий могли оказаться среди тех, кого прослушивали MI5 или MI6, указывает Sky News.
Практику сбора данных ЕСПЧ признал законной. Судьи лишь подчеркнули, что спецслужбы должны заботиться об адекватности своих действий предполагаемой угрозе.
Например, программа слежки не должна нарушать конфиденциальность журналистских материалов и источников информации.
В вопросе о передаче собранных данных разведкам других стран судьи не согласились с правозащитниками. В Страсбурге решили, что никаких доказательств таких злоупотреблений представлено не было.
Скандал, который начался после разоблачений Сноудена, заставилБританию принять меры. Программы слежки, о которых говорил экс-сотрудник АНБ, были отменены, а за спецслужбами был установлен дополнительный контроль.
На Западе многие правозащитники воспринимают распространение новых технологий как угрозу частной жизни и приватности. В США, например, суд запретил полицейским без ордера собирать данные с датчиков умного дома. Совсем другая ситуация с приватностью в Азии. За миллиардным населением Китая присматривает ИИ-система «Зоркие глаза», а полиция может на месте посмотреть контент телефона любого гражданина КНР.