Громкая отставка Кылычбека Султана, или Как не допустить реванш коррупционеров

Дипломатический скандал, итогом которого стала отставка посла КР в Корее Кылычбека Султана, лишний раз доказывает, что-то не так пошло в стране с антикоррупционной борьбой, как хотелось бы.

А власть в своей информационной политике придерживается не самого удачного принципа отрицаний и встречных обвинений в любой хоть сколько-нибудь конфликтной ситуации.

Для начала стоит коротко напомнить обстоятельства дела, катализатором для которого послужило поведение чиновницы Минсоцразвития Зууракан Каденовой на борту самолета, вылетающего из Сеула.

Замять инцидент сразу не удалось, Каденова со своим авиа-дебошем стала героиней новостей, пустилась в беспомощные самооправдания о выпитом корвалоле, и основная полемика тогда разворачивалась вокруг достоверности попавшей в СМИ информации. Пресс-служба Аппарата президента сделала заявление, что глава страны дал поручение разобраться в обстоятельствах, и одновременно с тем одно из информагентств дозвонилось до посла КР в Корее Кылычбека Султана, который подтвердил, что Каденову действительно пытались снять с рейса из-за конфликта на борту самолета.

Самому Султану тут же предъявили претензию, что он «выносит сор из избы». И посол вновь не промолчал, ответив, что указание сверху о неразглашении скандального эпизода действительно поступало в посольство, но он со своей стороны намерен добиваться гласности, так как практика замалчивания давно уже в ходу в госструктурах и привела к коррупции внутри МИД.

Кылычбек Султан собрал пресс-конференцию, где озвучил не только это, но также обратился через журналистов к Сооронбаю Жээнбекову, к которому, по словам посла, ему прежде был закрыт доступ через Аппарат президента. Султан рассказал, что неоднократно добивался встречи с главой страны, так как хотел сообщить о фактах коррупции в МИД, но ни рукаппарата Досалы Эсеналиев, с которым Султану один раз удалось встретиться лично, никак не отреагировал на слова посла. Ни все письменные обращения, ни даже заявления через СМИ и соцсети так и не достигли цели. Посла с его разоблачительными фактами о коррупции внутри зарубежных дипломатических миссий КР все просто дружно игнорировали.

После этой пресс-конференции против Кылычбека Султана ополчились еще больше. Аппарат президента отверг обвинения и заявил, что посол к ним ни с какими коррупционными разоблачениями не обращался.

Руководитель пресс-службы главы государства Толгонай Стамалиева опровергла заявление посла о том, что указание не разглашать инцидент с Каденовой действительно было, а позже вообще объявила поведение посла позором. МИД потребовал защиты своей чести и достоинства, якобы посол незаслуженно опорочил ведомство.

Кылычбек Султан в ответ на такие встречные обвинения — фактически в злостной клевете в адрес МИД и Аппарата президента — заявил, что согласен на отстранение себя от должности до окончания разбирательства. Но предложил вместе с ним временно отстранмит и Досалы Эсеналиева, и уже бывшего министра иностранных дел Эрлана Абдылдаева. И пусть следствие покажет, кто врет, а кто прав:

«Я верю, что президент Сооронбай Жээнбеков, который сам призывал всех граждан говорить открыто о коррупционных схемах, поддержит меня. Я последовал его рекомендации и публично сообщил о нарушениях во внешнеполитическом ведомстве нашей страны», – прокомментировал свои резоны посол.

Возможно, Султан ранее хотел бы и лично назвать президенту имена известных ему должностных лиц, злоупотребляющих своим положением. Однако к первому лицу страны посла так и не допустили. Пришлось часть фактов излагать уже только журналистам.

Впрочем, никакой настоящей и масштабной проверки по коррупционной деятельности дипмиссий так и не последовало. В отставку отправился сам Султан, по-быстрому обвиненный в должностных нарушениях. Про МИД сообщили только, что кое-какие нарушения действительно нашли. Когда же посол заявил, что попросил политического убежища в другой стране, так как теперь, потеряв веру в возможность справедливого разбирательства, опасается возвращаться в Кыргызстан и повторить судьбу Сапара Исакова, его заклеймили клеветником окончательно.

Итак, что же мы имеем на сегодняшний день? По большому счету, только слово посла Кылычбека Султана, который до последнего был готов на пристальное разбирательство озвученных им фактов и настаивал на публичности и гласности проверок, против слов МИД и Аппарата президента, которые просто заявили, что посол врет.

А после на Султана подозрительно быстро навесили ряд мелких нарушений, чтобы показать, что он и сам не без греха. Ситуация не может выглядеть иначе как однобокой, и косвенно подтверждающей тезис Султана о том, что в госструктурах действительно многое замалчивают.

Иначе, почему сигнал о коррупции в ведомстве не послужил поводом для проверки, результаты которой были бы оглашены так же открыто, как те факты, которые озвучивал посол? Почему обвинения Султана во лжи никак не подкреплены доказательно? Фактически, если отбросить всю информационную шумиху и возмущенные комментарии представителей замешанных в деле ведомств, госслужащий открыто сообщил о коррупции, действительно руководствуясь именно тем самым принципом, который декларирует действующая власть, и безо всякого следствия поплатился за это своей карьерой и репутацией.

Теперь уже начинает казаться проблематичным надеяться, что после такого кто-то легко решится рассказывать об известных ему коррупционных фактах и должностных злоупотреблениях. А молчанием никакая настоящая борьба с коррупцией не ведется, им все только усугубляется.

И в этом смысле пример нынешнего положения Кылычбека Султана на руку всем нечистоплотным коррупционерам – такая история для острастки, чтоб люди знали, что с ними будет, если сболтнут «лишнего».

Как после этого быть тем, кто поверил власти и готов был «выносить сор из избы», то есть открыто говорить о коррупции, называть поименно казнокрадов и даже предоставлять факты?

Чолпон Исмаилова, независимый журналист

Поделиться