На днях стало известно, что российская энергетическая компания ПАО «РусГидро» подала иск в Гаагский суд с тем, чтобы взыскать с Кыргызстана $37 млн, затраченных на строительство Верхненарынского каскада ГЭС.
Очередной, пусть пока и гипотетический, внешний долг страны закономерно превратился в горячую тему для обсуждений и спекуляций в духе, кто виноват, и почему так получилось? На эти вопросы и ответим.
Двустороннее соглашение между Кыргызстаном и Россией о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС подписано 20 сентября 2012 года. По условиям договора первым проектом должна была заняться «Интер РАО ЕЭС», вторым – «РусГидро».
Стоимость работ для «РусГидро» по предварительным подсчетам составляла $400 млн, но уже к 2014 году эта сумма выросла до $700 млн. На «Камбарату-1» «Интер РАО ЕЭС» планировала потратить $2 млрд.
В начале 2013-го компания «Интер РАО ЕЭС» сообщила, что рассматривает вариант отказа от строительства ГЭС в Кыргызстане, так как не может потянуть такой бюджет. В 2015 году речь уже определенно шла о смене инвестора для проекта, так как из-за грянувшего годом ранее экономического кризиса российская сторона не владела свободными финансовыми активами в достаточном объеме.
В том же 2015-ом правительство КР сообщило, что «РусГидро» сорвала график строительства ГЭС в Нарыне и прекратила финансирование проекта. Тогдашний глава «РусГидро» Евгений Дод (в 2016 году ему предъявлено обвинение по статье «Мошенничество» в связи с его деятельностью как раз на этой должности) лично встретился с действующим на тот момент президентом страны Алмазбеком Атамбаевым и гарантировал, что первые два объекта Нарынского каскада будут построены до конца 2016 года. К моменту денонсации соглашения кыргызской стороной объекты построены не были.
Кыргызстан в одностороннем порядке денонсировал соглашения по Камбарате-1 и Верхненарынскому каскаду 20 января 2016 года. Решение это случилось не одним росчерком пера и прошло все необходимые инстанции.
Проект Закона «О денонсации соглашения» был представлен министром экономики, рассмотрен в комитетах ЖК, затем 97 голосами утвержден на заседании сессии парламента и только потом отправлен на подпись к президенту. Соответствующие документы есть в открытом доступе на сайте Жогорку Кенеша, регистрационный номер законопроекта: 6-747/16.
Показательно, что и российская сторона тогда признала целесообразной денонсацию соглашения. 21 января официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что причины денонсации соглашений лежат исключительно в экономической области, и дальнейшая реализация проектов просто не представлялась возможной.
«Проблемы связаны с глобальным кризисом, следствием которого стало подорожание средств и замедление экономического роста», – объяснила Захарова, добавив, что Россия полностью принимает решение Кыргызстана.
Проблемы начались уже с самой «РусГидро», которой по условиям договора действительно должны были компенсировать затраты по уже произведенным работам, но ценник в $37 млн, выставленный компанией, вызвал серьезные сомнения в его реальности.
Жогорку Кенеш и «Нацэнергохолдинг» по результатам собственных проверок сошлись во мнении, что стоимость выполненных работ сильно завышена. Кыргызская сторона предлагала провести независимый международный аудит затрат, однако «РусГидро» на это не согласилась, продолжая настаивать на 37 миллионах. В настоящее время, по последней информации, компания вновь отвергла предложение Кыргызстана о проведении независимого аудита.
И если с юридической точки зрения Кыргызстану, конечно, еще предстоит довольно трудное разбирательство с несостоявшимся инвестором, в контексте внутристрановой общественной повестки больше беспокоит другое. Не повторит ли история с «РусГидро» судьбу проекта модернизации Бишкекской ТЭЦ и других громко обсуждаемых дел?
В которых вместо достоверных фактов и беспристрастного их изложения начались откровенные спекуляции с целью обвинить политических оппонентов. Поиски «крайних» с заведомо известным результатом, и перекладывание ответственности друг на друга при полном отсутствии воли к разрешению действительно насущных вопросов и проблем.
Остается надеяться, что вместо того чтобы использовать несостоявшееся строительство ГЭС как козырь, которым можно в очередной раз обвинить во всех надуманных грехах и коррупции кого захочется, руководство страны и все участники политического процесса просто решат конфликт с «РусГидро». А не пустятся во взаимные упреки, потому что только это сейчас и имеет смысл.
Чолпон Исмаилова, независимый журналист