Проходящий в Актобе суд по делу о незаконном экспорте 13 тысяч тонн нефти на сумму 1,4 миллиарда тенге под ходит к концу. На днях прозвучало последнее слово подсудимого Алмаза Кужагалиева, в котором он де-факто обвинил в рейдерстве известную в Казахстане персону. KazakhSTAN 2.0 рассказал о подводных течениях этого дела:
Мы рассказывали о начале судебного процесса и самом этом деле в инсайде Кто стоит за делом Кужагалиева.
А 6 декабря 2018 года атырауская газета «Ак Жаик» опубликовала материал под названием ««Сырое» дело: Последнее слово Алмаза» с подзаголовком «Последнее слово подсудимого Кужагалиева Алмаза Урынбасаровича, соучредителя и директора по маркетингу и логистике ТОО «Актобе Нефтепереработка».
Эта публикация осталась незамеченной, и, по оценке kz.expert, напрасно. Хотя и очевидно, что обвиняемый защищается всеми доступными ему способами, однако сказанное им слишком значимо, чтобы отбросить его просто так. Более того, трудно отделаться от ощущения, что Кужагалиев говорит правду или, по крайней мере, не сильно искажает произошедшее.
У нас нет сомнений, что Алмаз Кужагалиев будет признан виновным и приговорен к длительному лишению свободы на срок не меньше 16 лет. Избежать наказания он сможет только в одном единственном случае – если в дело вдруг вмешается лично президент Нурсултан Назарбаев и прикажет разобраться в нем, невзирая на заинтересованные личности. Но поскольку такое развитие событий маловероятно, обвиняемый обречен.
Между тем, директор по маркетингу и логистике ТОО «Актобе Нефтепереработка» в последнем слове де-факто назвал виновника своих проблем:
«Что помешало правоохранительным органам пресечь преступление, если оно имело место, взяв преступников «с поличным». Наверное, спешка – привязка операции к конкретной дате, а именно к 60 – летнему юбилею известного политика, фамилия которого совпадает с фамилией генерального директора ТОО «Актобе Нефтепереработка».
Генеральным директором ТОО «Актобе Нефтепереработка» является Тасмагамбетов Ильяс Курмангалиевич, 1989 года рождения. Он приходится племянником нынешнему послу Казахстана в РФ Имангали Тасмагамбетову, который в прошлом возглавлял правительство РК и администрацию президента РК, акиматы Астаны Алматы, Атырауской области, плюс несколько министерств.
По информации инсайдеров, представители семьи Тасмагамбетовых предлагали Алмазу Кужагалиеву продать свою долю в ТОО «Актобе Нефтепереработка», однако тот отказался. А когда на него попытались оказать давление, он чуть было не подрался с Кенесом Ракишевым, зятем Имангали Тасмагамбетова, и только вмешательство сопровождавших их лиц предотвратило стычку. Судя по всему, именно после этого инцидента уголовное дело, возбужденное Атырауским областным департаментом КНБ РК, перешло в активную стадию.
Мы не собираемся давать оценку сказанному Алмазом Кужагалиевым в последнем слове перед вынесением приговора, проверять его утверждения и вообще занимать чью-либо сторону в данном внутриэлитном конфликте, но хотели бы сделать выводы из резонансного дела:
- Во внутриэлитных конфликтах в Казахстане побеждает не тот, кто прав, а тот, кто сильнее. При этом закон, правоохранительная и судебная системы, суперпрезидентская вертикаль и так далее, как правило, выступают на стороне сильнейшего.
- Комитет национальной безопасности РК, равно как и Генеральная прокуратура РК, МВД РК, Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, задействуются во внутриэлитных стычках и разборках в качестве силового аргумента, причем зачастую это может происходить даже без санкции руководства ведомств.
- Тактика работы следователей и оперативных сотрудников КНБ РК, как, впрочем, и других казахстанских правоохранительных структур, равно как и избирательность в определении ими виновных лиц, унаследована от советских времен и изменилась незначительно.
- Бесправие жертв внутриэлитных разборок, является подвариантом бесправия рядовых граждан во взаимоотношениях с государством, власть имущими или более влиятельными согражданами, просто с более тяжкими последствиями.
- Жертвами внутриэлитных стычек и разборок в Казахстане могут стать не только их прямые участники, но и родственники и близкие последних.
Что касается обвинений со стороны Алмаза Кужагалиева в адрес сотрудников КНБ РК и прокуратуры РК в части фальсификации ими доказательств по делу и оказании давления на него, то очевидно, что они требуют проверки. Но из казахстанской практики следует, что это скорее норма, чем исключение.
У нас нет никаких сомнений в том, что судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Актюбинской области Сабыров А.Б., 12 декабря 2018 года признает Алмаза Кужагалиева виновным в совершении инкриминируемых ему преступлений и отправит его за решетку, а также конфискует принадлежащее ему имущество, в том числе долю в ТОО «Актобе Нефтепереработка».
Мы уверены также, что через какое-то время эта доля будет государством продана на торгах, и станет очевидно, кто же «заказал» Кужагалиева и соответственно выиграл от его уголовного преследования.