Арсен Сарсеков: Разобщенность информационного пространства мешает интеграции государств ЦА

Автор -
276

В рамках виртуальной дискуссии на проекте «Центральная Евразия» растет активность представителей нового поколения экспертов. В данной части обсуждения слово предоставляется ученому из Казахстана Арсену Сарсекову.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: Какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Арсен Сарсеков (Казахстан), политолог, проект-менеджер Общественного фонда «Социальные медиа технологии»: Необходимо отметить, что ответ на заданный вопрос не может быть простым. Поэтому, на мой субъективный взгляд, в основе ключевых проблем на пути развития стран ЦА лежит ряд важных факторов:

         -значительные масштабы коррупции в государственных структурах;

-чрезмерно жесткая вертикаль власти и, что особенно важно — полное отсутствие ее гибкости в кризисных ситуациях;

-уникальное географическое положение всей ЦА, где с одной стороны, пересекаются интересы региональных держав, а с другой стороны, сверхдержав;

-наличие у стран ЦА различных культурных предпочтений и традиций;

-тяжелый груз советского наследия;

-удаленность от мировых финансовых и технологических центров.

В свою очередь, многие проблемы во взаимоотношениях между государствами Центральной Азии, на мой взгляд, прежде всего связаны с их высокой информационной изолированностью друг от друга.

Например, тот же Казахстан, по сути, находится в информационном пространстве России. В особенности, это касается северных и восточных частей страны. Вследствие этого между двумя государствами существуют очень тесные взаимосвязи не только на уровне руководства, но и на уровне населения.

После же вступления в ЕАЭС Кыргызстана он также стал все глубже втягиваться в орбиту российского информационного влияния. Этому способствовал и тот факт, что еще до своего вступления в ЕАЭС Кыргызстан наряду с Таджикистаном, уже частично был вовлечен в информационное пространство России. При этом необходимо сразу отметить, что информационные пространства самих Кыргызстана и Таджикистана очень слабы и подвержены внешнему информационному воздействию.

На этом фоне выделяется Узбекистан, у которого развиты собственные СМИ, киноиндустрия, шоу-бизнес и другие институты, влияющие на информационную политику. В результате Узбекистан, на мой взгляд, уже не входит в информационное пространство России. Вполне возможно, что это в какой-то степени связано и с влиянием США. В свою очередь, Туркменистан по определению не может быть в чьем-либо информационном пространстве, так как проводит политику по самоизоляции от внешнего мира.

В итоге, по моему мнению, именно разобщенность и раздробленность информационного пространства мешает интеграции государств ЦА. К тому же это обуславливает и многие другие проблемы, связанные с менталитетом, психологией социальных отношений и многое другое. Страны ЦА отличаются даже в восприятии юмора, который понятен только местному населению. Что же говорить об углубляющихся различиях в восприятии таких сложных понятий как «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно»? Да и в целом растут различия в подходах к развитию.

Характерный пример: в Казахстане исламское движение «Таблиги Джамаат» запрещено, а в Кыргызстане оно не только не запрещено, но и имеет большое влияние. В информационном пространстве Казахстана достаточно часто можно встретить публикации, в которых данное движение называется экстремистским. Но если бы гражданин того же Кыргызстана в каком-либо из казахских сообществ любой из социальных сетей (будь то в ВКонтакте или иной) увидел бы такого рода публикацию, то, вполне вероятно, не согласился бы с ее содержанием. И, наоборот, если бы гражданин Казахстана увидел публикацию, которая восхваляет названное движение, то вполне вероятно, что он сразу бы «отписался» от этого сообщества, так как воспринял бы его в качестве экстремистского.

Приведенный пример это всего лишь один из тысячи возможных эпизодов углубляющейся разницы в оценках и подходах, восприятиях, которые имеют место в информационном поле. На мой взгляд, принципиально важно понимать, что сегодня гражданина и человека во многом формирует  информация, которая принесла ему «лента». Безусловно, школа, семья, университет формируют его также, но концептуально, а вот конкретное отношение к конкретной ситуации формирует именно информационное пространство!

 В.Парамонов: спасибо за интересные оценки. Что Вы бы предложили в плане решения обозначенных проблем?

А.Сарсеков: Ответ на данный вопрос кроется в ответе на первый вопрос. На мой взгляд, необходимо интегрировать прежде всего информационное пространство государств ЦА. Если будет формироваться единое инфо-поле, то, соответственно, будет происходить интеграция пользователей интернета и СМИ: информационная интеграция перейдет в реальную интеграцию. То есть, если будет более активным и глубоким взаимодействие населения стран региона, то соответственно будут формироваться неформальные, дружеские, родственные, экономические связи на уровне конкретных физических лиц.

Все это, безусловно, будет подталкивать руководство и правительства государств ЦА к достижению все новых и новых договоренностей по углублению и расширению сотрудничества. Следует ожидать и принятия соответствующих законов по существенному облегчению пребывания граждан из тех стран региона, с которыми наблюдается «информационная интеграция». Логично, что вслед за этим последуют и иные положительные изменения: совместные экономические проекты, военные учения, открытие границ, большее взаимодействие представителей бизнеса и т.д. То есть, на мой взгляд, процесс региональной интеграции должен быть поддержан информационно и идти мягко «снизу-вверх».

В.Парамонов: Спасибо за интересные идеи и ценные предложения. Мне представляется, что тему формирования общего информационного пространства ЦА следует выделить в отдельное направление дискуссии. Тем более, что эту тему поднимал и ряд ранее выступавших экспертов. В этой связи возникает целый ряд вопросов:

 -какие первоочередные меры по формированию общего информационного пространства должны быть приняты?

-какой язык должен быть языком межнационального общения?

Вопросы выносятся на обсуждение. Приглашаю к нему всех желающих экспертов из числа ученых, аналитиков, государственных  и общественных деятелей, представителей искусства и культуры стран Центральной Азии.

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке Делового издания «Курсив», https://kursiv.kz (Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты «Экспресс К», https://express-k.kz (Казахстан), Информационного агентства K-News, www.knews.kg (Кыргызстан), Аналитического ресурса «Регион», www.region.kg (Кыргызстан), Информационного агентства «Авеста», http://avesta.tj (Таджикистан), Агентства новостей «Подробно», https://podrobno.uz (Узбекистан), Информационного медиа-портала «Новости Узбекистана», www.nuz.uz (Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (Central Asian Analytical Network, CAAN), www.caa-network.org  (США),  Информационно-аналитического центра Московского государственного университета, https://ia-centr.ru (Россия), Международного информационного агентства «Фергана», https://www.fergana.agency  (Россия).  К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства — граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: ceasiapost@gmail.com. К информационному сопровождению дискуссии — популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook, www.facebook.com/ceasia.ru.

 

Поделиться