Мнение: Антикитайские акции протеста – тревожный звонок для президента Жээнбекова

Автор -
1057

7 января в Бишкеке на площади Ала-Тоо прошел митинг против незаконной миграции китайцев в Кыргызстан. В ходе акции протеста от 100 до 300 митингующих в течение нескольких часов требовали выдворения из страны граждан Китая, протестовали против вступившего в силу повышения штрафов за мелкие административные проступки, затем направились к зданию Общественной телерадиокорпорации (КТРК), чтобы обратить на себя внимание СМИ. После беседы с главой КТРК, который пообещал осветить на телеканале их позицию, митингующие разошлись.

Это уже вторая антикитайская акция протеста за последнее время. В минувшем декабре около 50 человек собрались возле посольства Китая в КР с требованием прекратить в КНР гонения на представителей национальных меньшинств и пресечь незаконную миграцию китайцев в республику. Примечательно в обоих случаях то, что сами участники митингов не могут четко аргументировать свой протест. Руководствуются лишь муссируемыми в CМИ о «исправительных лагерях» в Китае и якобы наличии в КР большого количества нелегальных китайских трудовых мигрантов.

Хотя, по сообщению одного из местных информагентств, на декабрьском митинге присутствовал представитель ОО «Кырк чоро» Замирбек Кочорбаев, и данное общественное объединение тогда взяло на себя ответственность за организацию митинга, свое участие в январской акции «Кырк чоро» не подтвердили. Кто и с какими конкретно тезисами повестки собирал людей на митинг теперь, точно не известно. Известно только, что сообщение о намеченном на 7 января митинге в Бишкеке, по вопросу незаконной миграции граждан Китая, распространялось в мессенджере WhatsApp.

Сами участники в этот раз заявили, что акцию никто не организовывал, они собрались добровольно, кто-то приехал из Кара-Балты, кто-то — из жилмассивов, расположенных вокруг столицы. Общими силами митингующие, уже ближе к середине акции, сформулировали свои окончательные требования. Некоторые из них достаточно спорные и неодназначные: не давать кыргызстанский паспорт гражданам Китая; запретить кыргызстанкам выходить замуж за граждан КНР; найти способы вернуть долг Китаю; снизить штрафы за административные нарушения и вернуть прежнюю редакцию закона.

Трудно разглядеть за этими действиями взвешенную и осознанную гражданскую позицию. Сплошные эмоции на почве крепко сформированного образа внешнего врага. Потому и к митингующим вопросов, в общем-то, нет.

Все действия подкрепляются сообщениями СМИ (причем с определенным геополитическим предпочтением), которые массировано ведут информационную кампанию по созданию имиджа Китая как «тюрьмы народов», точнее для этнических меньшинств. Насколько это объективно, пока трудно определить вдумчивому читателю, так как, идет сильное информационное давление с четким уклоном в сторону синофобии. И люди, как это обычно и бывает реагируют с возмущением.

А участники указанного митинга возмутились заодно и совершенно не связанному с «китайским вопросом» повышению штрафов. Но это можно списать на стремление «быть в тренде». Важнее здесь ответить на вопрос, а кто и зачем формирует такой образ врагов-китайцев, подстрекая людей к протестным выступлениям?

Основная и наиболее правдоподобная версия в сущности давно уже не новость – торговая война США с Китаем ни для кого не является секретом. И Штаты практически открыто инициируют антикитайскую информационную кампанию при любом удобном случае. Та же тема репрессий в китайских «исправительных лагерях» возникла с подачи Госдепартамента США и Вашингтону удалось вытащить даже на обсуждение в ООН. Стоит признать, что США достаточно грамотно подкрепляют «китайское зверство» выступлениями представителей этнических меньшинств как в Вашингтоне, так и на высоких трибунах в других странах.

Официальный Пекин же своими заявлениями не может внятно ответить на обвинения, нет прямолинейности и четкого объяснения по «лагерям перевоспитания». Увы, но порой заявления Поднебесной больше напоминают «китайскую грамоту». А может сказывается и разное идеологическое восприятие, мы то давно живем в капиталистическом мире, а Китай стремится к коммунизму. Естественно, Пекин пытается донести до мира, свое видение воспитания своих граждан на социалистических идеалах, на позабытых принципах интернационализма, а с нашей колокольни все выглядит дико.

Стоит прибавить к этому, в контексте реалий Кыргызстана, что тема возможной «китайской экспансии» имеет глубокие исторические корни, со времен Цинской империи, которая канула в небытие. Теперь историческая память становится хорошим подспорьем в деле острой конкуренции геополитических игроков в виде США и КНР.

В то же время, каждая сторона подключает свою «мягкую силу». У Вашингтона достаточно сильная сеть НПО и СМИ в Центральной Азии, китайцы пока не сильно преуспели, больше склоняясь к экономическим проектам, торговле и бизнесу. Но…

Те, кто пытается заработать политические очки даже не берут во внимание тот факт, насколько может пострадать экономика страны, если вдруг китайский бизнес переориентируется на другие направления в Центральной Азии.

И вот тут речь уже о собственно внешней политике Кыргызстана. Тенденцию проследить нетрудно. Атамбаев, сделавший в ходе своего президентства однозначный выбор стратегического партнерства не в пользу США, сумел удержать в определенных границах присущую для кыргызов синофобию и не допустить всплеска антикитайских настроений. Экс –президент был настроен прагматично и больше искал выгоды для страны, имея под боком мощный инвестиционных потенциал Китая.

Пришедший ему на смену Жээнбеков за первый год на посту главы страны не до конца понял, что делать с внешней политикой. Показательно со всеми подружившись, всех назвав приоритетными партнерами, Жээнбеков в сущности не расставил никаких приоритетов. Результат проявился в виде подспудного втягивания Кыргызстана в выяснение отношений между Китаем и США не заставил себя ждать.

Под угрозой оказалась реализация ряда экономических проектов с привлечением китайских инвестиций, становится реальной возможность бегства китайских инвесторов, работающих в различных сферах экономики. А это поверьте не принесет ничего хорошего в нынешней ситуации, когда ведущие международные финансовые институты не прогнозируют экономический прорыв для Кыргызстана. Тот же Вашингтон не сможет обеспечить приток инвестиций, в отличие от коммунистического правления в Китае, Госдеп США может только рекомендовать своим корпорациям, но не указывать.

Пока руководство Кыргызстана самозабвенно занималось разборками с политическими оппонентами, 2018 год для КР ознаменовался, с одной стороны, полным отсутствием выгодных внешнеполитических соглашений и проектов, с другой – стремительным усилением влияния некогда ослабших геополитических игроков, верно угадавших слабину нового президента Кыргызстана в его внешней политике. И свою карту уже разыгрывают США, разворачивая свою агитационную кампанию, чтобы сформировать в КР антикитайские настроения.

И уже сейчас становится заметно, что 2019 год обещает быть для Жээнбекова очень непростым. Президент хоть и призвал не муссировать тему с «китайскими лагерями» в отсутствие доказательств и не нагнетать зря атмосферу, но что-то незаметно, чтобы кто-то прислушался. Обычная рассылка в WhatsApp выиграла против слова президента.

При таком раскладе действующая власть все сильнее рискует окончательно потерять контроль над информационным полем, отдав его сильным внешним игрокам, которые и будут в конечном итоге решать, что кыргызстанцам думать и на какие митинги выходить.

Остается только надеяться, что Жээнбеков не пропустит этот на самом деле очень тревожный звонок, и воспримет как повод заняться наконец не формально декларируемой дружбой вовне и внутренними политическими интригами, а настоящей внешней политикой страны. Для которой, хоть власть этого пока и не заметила, уже наступили трудные времена.

Может стоит уже по –настоящему сместить акценты в антикоррупционной кампании путем от политического к прагматическому, экономическому. Почему бы властям не заняться на местах выявлением нарушений (если они есть) со стороны инвесторов, жестко наказывать тех, кто создает условия для незаконных действий.

По сути, инвесторы просто вписываются в правила игры на местах, и вероятно, считают, что лояльность, выраженная в денежном эквиваленте, обеспечивает «зеленый цвет». Будь чиновники более грамотнее и требовательнее можно было бы избежать многих конфликтов местного населения с инвесторами.

Независимый журналист Чолпон Исмаилова

Позиция автора публикации не может считаться точкой зрения KNews.

Поделиться