В вариантах трансферта власти Нурсултана Назарбаева появилась новая сюжетная линия – Союзное государство. Еще полгода назад этот сценарий был unreal, а сейчас – в числе рабочих. Его перспектива, как ни странно, во многом зависит от белорусского президента Александра Лукашенко. Сможет ли он отказаться от российского предложения и при этом удержать власть? От этих вопросов зависят перспективы трансформации ЕАЭС в политическое объединения, а значит и по какому сценарию пойдет транзит власти в Казахстане, говорится в статье Sayasat.org.
Нефть в обмен на объединение
В канун уходящего года Москва напомнила Минску, что по Договору от 1999 года Россия и Беларусь должны составлять единое государство. Причем, не просто напомнила, а через формулу «нефть в обмен на объединение» форсит Союзное государство. Интеграционным ускорителем выступает налоговый маневр, к реализации которого Россия приступает с 2019 года и предусматривающего обнуление экспортной пошлины на нефть, а также повышение налога на добычу. Кремль готов компенсировать Минску потери от налогового маневра, но только в ответ на «встречные шаги по более широкой интеграции в рамках Союзного государства». В противном случае только в текущем году потери белорусского бюджета составят 300 млн долларов, а за весь период маневра (с 2019 по 2024 год) – до 11 млрд долларов. Фактически Александру Лукашенко сделали предложение от которого сложно отказаться. Да и момент удачно совпал с предстоящим электоральным циклом в Беларуси.
От декларативного к реальному союзничеству
Против нефтяного шантажа Минск использует свое единственное оружие – геополитический шантаж. Готовясь к следующему раунду переговоров белорусские власти сняли ограничения на число американских дипломатов, а президент Лукашенко предупредил, что отказ Москвы компенсировать Минску налоговый маневр приведет к потере ею единственного союзника на западном направлении.
Очевидно, что центробежный дрейф Минска был ожидаем для Москвы. Безусловно и то, что в Кремле осознают риски начатой партии, которая сулит потерять не только Беларусь, но и отпугнуть немногочисленных союзников. Но раз партия была начата, значит игра стоит свеч. По всей видимости, Кремль посчитал, что раз находится в геополитическом одиночестве, то и терять ему нечего. Кроме того, Союзное государство может стать одним из вариантов по транзиту власти Владимира Путина и конвертации его политического статуса в наднациональный масштаб.
При чем здесь Казахстан?
Если Москва включит Минск в фарватер Союзного государства, то это политическое объединение может стать началом трансформации ЕАЭС в политическое объединение. И, скорее всего, следующее предложение будет сделано Астане, которую Кремль называет автором Евразийского союза. При этом, как и в случае с Белоруссией, момент предложения будет удачным – Казахстан находится накануне не только электорального цикла, но и транзита власти. И если Минску Москва предложила «нефть в обмен на объединение», то с Астаной она может разыграть формулу «гарантии преемственности в обмен на объединение». Поэтому от того сможет ли президент Лукашенко отказаться от российского предложения и при этом удержать власть, зависит перспектива переключения ЕАЭС на политические рельсы, а значит и по какому сценарию пойдет трансферт власти в Казахстане.