Экс-вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев, который находится в заключении по обвинению в хранение незадекларированных средств, направил обращение президенту Сооронбаю Жээнбекову. На этот раз речь пойдет о вывозе золотосодержащей и иной руды и концентрата из Кыргызстана.
Ниже полный текст обращения:
«Уважаемый Сооронабай Шарипович! Продолжаю, как и обещал ранее, высказывать свое альтернативное мнение по наиболее важным вопросам в сфере недропользования, которые поднимались на заседании Совбеза в конце января. Темой сегодняшнего обращения будет вывоз золотосодержащей и иной руды и концентрата за пределы Кыргызстана. Это один из самых актуальных и чувствительных вопросов в недропользовании. На Совбезе вопрос поднимался, однако опять же поверхностно и без тщательного анализа. Вам дали зачитать какие-то тезисы, из которых людям непонятно, надо ли разрешать вывозить концентрат и руду? Правильно это или нет? Что делать дальше? Выступление главы ГКПЭН я не буду комментировать, потому что оно было осторожным и четких предложений не содержало.
Вопрос вывоза концентрата и руды за пределы Кыргызстана является настолько экономически важным, а, следовательно, политически чувствительным, что он неоднократно понимался в Жогорку Кенеше прошлого и нынешнего созывов. Мы обсуждали неоднократно этот вопрос и на площадке такой авторитетной организации как Международный деловой совет, несколько раз собирали представителей госорганов, НПО и недропользователей для обсуждения вопроса и в Госгеологии.
Давайте начнем сначала. Мы также задавали вопросы: правильно ли, что золото и медосодержащая руда, а также концентрат вывозится на переработку и дальнейшую продажу готовой продукции за рубеж? Мой ответ – нет. В идеале руда должна перерабатываться в Кыргызстане. Но это в идеале. При разрешении вопроса мы столкнулись с рядом объективных трудностей, которые надо разрешать поэтапно и очень аккуратно.
Все по порядку. У нас у всех должно быть понимание того, что запрет на вывоз концентрата и руды предполагает предоставление недропользователям альтернативы (как это делается во всем мире) – наличие золото и медеперерабатывающих мощностей (далее ЗИФ – золотоизвлекательная фабрика). ЗИФов (кроме Кумтора) у нас в стране нет. Значит надо строить. Поиск информации о стоимости такой фабрики вам даст ценовой диапазон от $80 до $200 млн и более.
Есть дешевле (передвижные), но это несерьезный вариант, поскольку речь идет о малой мощности, которые в промышленном контексте совсем мизерны. Возникает вопрос, кто будет инвестировать сумму в $150 млн (усреднено) в строительство ЗИФ? Сейчас государство не в состоянии построить такую фабрику. Вот вам и первый аргумент в пользу того, что в настоящее время запрещать вывоз концентрата и руды из Кыргызстана пока преждевременно. Каков тогда выход из ситуации? Он заключается в стимулировании инвесторов (тех же недропользователей) в строительстве ЗИФ в Кыргызстане.
И мы пошли по этому пути. В 2015 году, когда мы проводили конкурс на право пользования Терек-Сайским месторождением золота, одним из главных условий было строительство кустовой ЗИФ. Это первый опыт. Мы предполагали замкнуть на этой фабрике переработку близлежащих месторождений Чаткальской золотоносной группы. Кроме того, что это даст большой экономический эффект для страны, эта фабрика позволит решить еще одну специфическую проблему. Дело в том, что золотосодержащая руда на юге Кыргызстана (особенно это касается Чаткала) является по большей части упорной, то есть, содержит в своем составе мышьяк. И перерабатывать такую руду сложно, а значит дорого.
В этой связи правительству сейчас необходимо с одной стороны подгонять турецкого инвестора на Терек-Сае, с другой – оказывать ему всяческую поддержку (у них там тоже достаточно проблем возникает). Ее необходимо быстро запустить. Опыт ей эксплуатации даст ответы на многие вопросы. С точки зрения экономики – это однозначно будет выгодно, тем более в Терек-Сайском проекте Кыргызстан имеет 20% доли в лице «Кыргызалтына». Я бы в этом вопросе большее внимание акцентировал на экологическом аспекте.
При строительстве ЗИФ на первый план встает именно вопрос экологии. Да, именно так. А на Совбезе об этом ни слова не озвучено! Опять вас подставили, Соорнбай Шарипович! Дело в том, что ЗИФ – является одним из самых вредных и токсичных производств с использованием серной кислоты, цианидов. Продукты отходов этого производства (как правило там используется метод обжига) выводятся двумя путями – в трубу (токсичный дым) и в хвостохранилища. В марте 2017 года я с представительной делегацией посетил Балхашский ГОК (горно-обогатительный комбинат). Впечатления противоречивы.
С одной стороны – промышленный гигант, дающий солидный вклад в экономику, с другой – убитая экология. С нами были экологи, которые позже дали отчет о состоянии здоровья населения города, расположенного рядом, а также экологической ситуации всего ареала – картина удручающая. Итоги поездки мы доложили на обсуждении в профильном комитете ЖК, а также я несколько раз докладывался на пленарных заседаниях.
При этом необходимо учесть и передовой опыт в строительстве ЗИФов. Современные фабрики отвечают самым строгим экологическим требованиям. В 2017 г мы с представителями правительства, ГАООС и «Кыргызалтына» посещали подобную фабрику в Синьцзяне (КНР). Но она дорогая и почему-то на момент нашего посещения не функционировала. Это, кстати, серьезная проблема. Построить фабрику можно, и даже самую дорогую. А вот загрузить ее достаточным количеством концентрата и руды – большой вопрос…
С учетом сказанного выше, повторюсь, к вопросу строительства ЗИФа надо отнестись очень аккуратно. Поэтапно. Давайте запустим Терек-Сай и сейчас вроде Макмал наметился, а потом пойдем дальше. На Совбезе прозвучали 3 населенных пункта, где предположительно можно было бы построить ЗИФы: Кара-Балта, Таш-Кумыр и Кадамжай. Да, мы их рассматривали. Кара-Балта и Кадамжай подходят больше всего, поскольку существует инфраструктура (хвостохранилища) и население, привыкшее к такого рода производствам.
Но я категорически против Таш-Кумыра. Рядом протекает наша главная водная артерия – река Нарын и с точки зрения экологии – очень рискованный вариант. Еще один важный аспект вывоза золотосодержащей руды и концентрата. Как стимулировать недропользователей строить в Кыргызстане ЗИФы? Были предложения установить прямой запрет на вывоз руды путем вынесения соответствующего изменения в ст.35 Закона «О недрах». Это в корне неверно. Только экономические рычаги!
По нашей инициативе, под эгидой правительства создана рабочая группа по изучению вопроса с привлечением специалистов Минэконома, ГНС и других госорганов. Первоначальный вариант – мы думали ввести таможенные пошлины. Руду и концентрат из Кыргызстана вывозят порядка 6-7 компаний. Больше всего «Казахмыс» (месторождение Бозымчак, меднозолотой концентрат). Они вывозят больше половины всего концентрата из республики.
Направления вывоза – Казахстан и Китай. Поскольку Казахстан является нашим партнером по ЕвразЭС, то ввести таможенную пошлину не представляется возможным. Поэтому вторым вариантом предложено введение специального налога. Так, чтобы он работал и на Китай, и на Казахстан. Здесь встал вопрос о величине такого налога, разбег от 1 до 20%! Минэконом совместно с ГНС предложили налог установить в размере 3%, обосновав это своими расчетами.
Однако эта инициатива также и осталась нереализованной, поскольку на первый план тогда вышли другие политические события – президентские выборы. И где-то на месяцев 6-8 данный вопрос на уровне правительства не поднимался. Однако мы (ГКПЭН) не сидели сложа руки. Собрали основных недропользователей из числа экспортеров концентрата и руды, представителей Международного делового совета (МДС) и предложили провести независимую оценку вопроса ввода дополнительного налога в размере 3% и вообще всю налоговую нагрузку. Я благодарен МДС. Они поддержали нашу инициативу и заказали такое исследование одному из представителей «четверки» — «Эрнст энд Янг», если я не ошибаюсь. И результаты этого исследования уже были готовы в январе прошлого года.
Я тогда уже нигде не работал, но ребята из МДС дали мне ознакомиться с этим отчетом. Я не во всем тогда согласился, о чем открыто сказал. Но это единственный, независимый отчет по вопросу. Возьмите его за основу при разрешении этой проблемы, не надо нести отсебятину. Размер налога должен быть выверенным, обоснованным. В противном случае, мы рискуем убить недропользование. Все проекты в недропользовании финансово очень затратны. Абсолютное большинство компаний работают с заемными средствами. Поэтому они считают каждую копейку. Но и слепо идти у них на поводу – неправильно. Здесь нужен разумный баланс.
Еще один аспект вывоза концентрата и руды — это определение содержания металла. Сейчас этот порядок в принципе соответствует требованиям объективности, прозрачности и достоверности. Но есть один важный момент, который я считаю необходимо правительству урегулировать. Необходимо облегчить требования к лабораториям, осуществляющим анализы проб концентратов и руды. Это позволит запустить на этот рынок международных игроков, у которых есть лаборатории не только в Кыргызстане, но допустим в Росси или другой стране. Те, кто в теме, поймут, о чем я говорю. Действующие правила вывоза концентрата и руды написаны так, как будто специально писались под одну компанию.
Складывается именно такое впечатление. Кроме того, безусловно надо поддержать нашу центральную лабораторию при ГКПЭН. Это – аксиома! Государство всегда должно иметь ресурс полноценно не только регулировать это направление, но и выступать активным игроком и, если надо, то и арбитром в спорных ситуациях. Отдавать все на откуп частным лабораториям – это большая ошибка. Мы в свое время начали этот процесс. Найден инвестор, который должен был вложить средства в строительство нового здания для центральной лаборатории, а также оснащения новейшим оборудованием.
Мы успели тогда через ЖК провести изменения в статус центральной лаборатории. Сейчас дело за правительством и ФУГИ. Надо закончить это дело. Напоминаю в ГКПЭН и правительстве по вопросу имеются все бумаги. Надо просто дать поручение их реализовать, а не обвинять во всех смертных грехах бывшее руководство. На обвинениях далеко не уйдешь. Придет время, отвечать надо будет за дела. Вспомнил старую поговорку: «Ложь всегда приходит первой». Буду озвучивать свою позицию, а народ уже разберется сам.
На этом у меня все. Если у читателей возникнут конструктивные вопросы, готов ответить. С уважением, Дйшенбек Зилалиев».