Модернизация Бишкекской ТЭЦ: Смог бы Макс Бакиев построить дешевле?

В интервью газете Майдан.кг, Адыл Бакиев, брат Курманбека Бакиева, рассказывает, что Максим Бакиев планировал реконструировать всю ТЭЦ за 150 млн. долларов США, а Атамбаев реконструировал ее более в чем два раза дороже.

Самое странное, что генеральный прокурор и председатель ГКНБ решили тоже упомянуть про эту инициативу Максима Бакиева с Всемирным Банком.

Однако все не совсем так. Видно, что и Адыл Бакиев, и генпрокуратура сегодня сообща выдают желаемое за действительное.

Какие же контраргументы выдвигаются сторонники точки зрения якобы возможностей дешевой модернизации ТЭЦ.

1) Бишкекскую ТЭЦ нельзя сравнивать с остальными ТЭЦ в Центральной Азии, потому что это была всего лишь модернизация.

Но это не так.

В 2013 году правительство решало проблему тотальной нехватки энергомощностей, надвигающегося энергокризиса и сильной зависимости от Токтогульского водохранилища,  а новые мощности ТЭЦ в количество 300 МВт должны были стать защитным буфером на случай веерных отключений и позволить дальнейший ввод предприятий и домов в эксплуатацию в стране.

Обычная модернизация не могла дать добавочные 300 МВт мощности. Примером может служить Ферганская ТЭЦ в Узбекистане.

Стоимость 1 МВт от TBEA составляла $1,28 млн. Стоимость же добавочных 24 МВт от замены оборудования и старых котлов на Ферганской ТЭЦ составила 3,48 $ за 1 МВт.

Объект Ферганская ТЭЦ Бишкекская ТЭЦ
Цена модернизации

($ млн)

83,6 $ 386 $
Добавленная Мощность 24 МВт 300 МВт
Цена за 1 МВт 3,48$ 1,28$

Тут, конечно, сыграло свою роль и различие в целях модернизации Ферганской и Бишкекской ТЭЦ. Если в Узбекистане преследовали цель повышение надежности оборудования, то Кыргызстан решал жестокие последствия энергокризиса и дефицита электроэнергии.

Бишкекская ТЭЦ не была простой «модернизацией», в силу того, что она добавила 300 МВт новых мощностей через отдельный новый модуль ТЭЦ.

YouTube видео

О том, что проходит не просто модернизация, а полномасштабное строительство нового модуля ТЭЦ, говорил и Осмонбек Артыкбаев, экс-министр энергетики.

То, что старые участки ТЭЦ находились рядом, многих наталкивает на мысль, что это автоматически приводит к снижению цены. Однако это не так!

Строительство на территории имеющейся ТЭЦ осложняло работу подрядчика необходимостью демонтажа и унификации работы старой и новой ТЭЦ на единой территории.

«Интер РАО ЕЭС» первоначально настаивали на том, чтобы ТЭЦ строилась полностью отдельно от старой ТЭЦ, ведь возведение нового блока ТЭЦ на территории старой было более сложным проектом в силу необходимости демонтажа старого оборудования и площадей, с соединением сетей новой ТЭЦ со старой. То есть, это далеко не рядовая реконструкция или модернизация, а по факту строительство новой ТЭЦ на территории старой, что подтверждает само предложение ИНТЕР РАО ЕЭС. И сметы на $518 млн составлены по российским нормативам.

И логику ИНТЕР РАО ЕЭС можно понять, ведь новая ТЭЦ не имеет поперечных связей со старой ТЭЦ, и выдает только теплофиционную воду в сети старой ТЭЦ.Это делает ее абсолютно отдельным модулем.

Но даже обычная модернизация и использование старых поперечных связей на территории старой ТЭЦ обошлись бы Кыргызстану наоборот дороже, чем заявляют оппоненты, и не дала бы необходимой мощности для решения проблемы, что показывает сам опыт Ферганской ТЭЦ.

Второй довод. Почему не обратились к международным финансовым институтам? У них цены были бы еще ниже

Пример: Вильнюсская ТЭЦ

Сравните также цены у международных финансовых институтов, о которых так настойчиво говорили парламентарии с ценовыми диапазонами Китая и России.

Вильнюсская ТЭЦ в Литве будет как раз построена на деньги западных финансовых институтов к 2020 году – инвесторы: Европейский инвест банк и Еврокомиссия. Правда за 350 млн евро (или $395 млн), литовцы получат по проекту 88 МВт электроэнергии, что более чем в три раза (!) ниже той мощности, которую Кыргызстан получил от TBEA. У литовцев подрядчики кстати – именитая немецкая Steinmuller совместно с польской Budimex. Но строят они в разы дороже китайцев и россиян – цена за 1 МВт – 4,48$ млн. Напомним, что проект российской ИНТЕР РАО ЕЭС предусматривал цену в 1,99 $ млн за 1 МВт. А Кыргызстан выбрав подрядчика в лице китайской TBEA получил свои 300 МВт за $1,28 млн.

Обьект Вильнюсская ТЭЦ(Литва) Бишкекская ТЭЦ
Стоимость $395 млн $386 млн
Подрядчик Steinmuller/Budimex TBEA
Мощность 88 МВт 300 МВт
Цена за 1 МВт $4,48 млн $1,28 млн

Максим Бакиев построил бы новую ТЭЦ дешевле

C подачи генпрокурора Джамшитова всплыла новость о том, что якобы за $200 млн Максим Бакиев планировал реконструировать ТЭЦ дешевле.

Но речь в кредите о Всемирном банке шла о переоборудовании Бишкекской ТЭЦ под газовую и не предусматривала увеличение мощности.

Любая ТЭЦ крайне зависима от топлива. Так, например, немецкий институт Фраунхофера показывает, что стоимость электроэнергии на газе обходится почти в 2 раза дороже чем выработка электроэнергии на базе угля. (38 евро за МВт на буром угле, и 75 за МВт на газе).

Дешевизна и доступность отечественного угля, вместе с проблемой получения газа с Узбекистана, как и его цена, делали выбор именно ТЭЦ смешанного цикла на базе бурого угля логичным выбором в Кыргызстане. Вариант же Максима Бакиева с газом требовал двукратного увеличения цен на электроэнергию.

«В 2017 году столичную ТЭЦ следует полностью адаптировать к местному углю. Отечественные производители к этому времени должны быть готовы поставить сюда соответствующее количество топливного материала», – заявлял Сооронбай Жээнбеков в 2016 году, посещая строящуюся ТЭЦ.

Но сегодня генпрокурору хочется убедить, общественность, что переоборудование угольной ТЭЦ в газовую было бы выгодным.

В 2015-2017 годах КР закупала в осенне-зимний период для покрытия дефицита электроэнергию из РК по ценам от 4 до 8 сомов. С вводом новых блоков в такой закупке нет необходимости. Теперь у Кыргызстана нет необходимости платить соседям $20 млн ежегодно за покрытие дефицита электроэнергии. С переоборудованием ТЭЦ под газовую, эти расходы могли бы взлететь на минимум в два раза.

Итог

Что касается завышений вроде «плоскогубцев» за $600, то контроль над их закупкой во время строительства осуществлял экс-директор ТЭЦ Нурлан Омуркул Уулу. Более того, он «приказывает принять на склад ЗИП» эти же «плоскогубцы». Об этом впервые заявил депутат Дастан Бекешев, уличив экс-директора ТЭЦ во лжи на парламентской сессии.

Согласно контракту EPC, все завышение при закупке оборудования лежали полной ответственностью на подрядчике. Кыргызстан ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от любых завышений платил строго зафиксированную цену вначале в $1,28 млн за 1 МВт, и эта цена доказуемо была самой низкой за 1 МВт в опыте Центральной Азии.

Омуркул Уулу прекрасно понимал это когда принимал плоскогубцы за $640. Еще год назад до аварии, экс-директор ТЭЦ мог предупредить и общественность, и СМИ, и само руководство TBEA, что отдел закупок TBEA берет некоторые предметы с завышениями цен. Но предпочел это сделать, в тот момент, когда все уже уходило у него из-под ног.

Выходит, что команда Сатыбалдиева и экс-президента Атамбаева заключила самый выгодный контракт в Центральной Азии в расчете за 1 МВт мощности. Это подтверждают данные и SETIS, и IЕА, и сравнительный анализ проектов в регионе.

Но эти люди никак не могли вмешиваться в процесс закупки оборудования и тем более заранее знать за какую условную цену будет принимать на баланс плоскогубцы Нурлан Омуркул Уулу после 2 лет после заключения контракта. И, тем более что эту ответственность, при Сооронбае Жээнбекове, он «повесит» на них.

Асан Эралиев

Поделиться