К чему приводит попытка развода через телефон. Среди кыргызских мигрантов становится модным развод по телефону, именуемый в исламе талаком. Некоторые мусульмане считают, что трижды произнесённое мужем слово «талак» в телефонном разговоре с женой, даёт ему право на развод. При этом инициатор талака не понимает, что такой бракоразводный процесс не имеет юридической силы, да и законы шариата не одобряют такой метод развода в современных условиях, пишет Prevention.kg.
Вторая женитьба угрожает законной семье
Жительница Карасуйского района Ошской области Насиба М. сетует, что два месяца назад её муж, работающий поваром в России, звонил ей на мобильный телефон и трижды произнёс слово «талак», при этом ничего толком не объяснив ей о своих мотивах, побудивших его на такой неожиданный шаг.
«В Санкт-Петербург он уехал три года назад и регулярно высылал в среднем по 10 тыс. рублей в месяц, на которые я содержала наших детей. Но вот с сентября прошлого года он перестал переводить мне деньги через банк, ссылаясь, что якобы потерял работу», — рассказывает 27-летняя мать двоих детей.
По словам Насибы М., она узнала через своих знакомых, которые живут в России, что её супруг продолжает работать на старом месте и снимает на окраине города квартиру с некой женщиной, у которой на руках растёт годовалый сын.
«Я не знаю, его это ребёнок или нет, но когда я ему звонила несколько раз и спрашивала, когда он вышлет деньги, он злился и кричал, после чего телефонная связь обрывалась. Мои попытки выйти к нему через Whats App оказались тщетны, так как он меня заблокировал. А в начале января он сам позвонил и после короткого разговора, три раза произнёс слово «талак», — сказала она тихо, вытирая наступившие слёзы.
Молодая женщина оказалась без средств к существованию, но благодаря минимальной финансовой поддержке своих родителей, она пытается наладить жизнь своих детей, не надеясь, как она считает, на уже бывшего мужа, который обзавёлся на чужбине новой гражданской женой.
Женщина обязана знать свои права
Юрист правозащитной организации «Справедливость» из Джалал-Абада Уткир Джаббаров говорит, что в исламе относительно телефонного талака мнения различны и подобная процедура считается недопустимой.
«Одни мусульмане склоняются к тому, что любой человек изъявляет своё желание, будь это по телефону или при личном присутствии. Но в первом случае здесь надо иметь в виду о том, а вдруг этот человек даёт талак по телефону под принуждением или давлением? Нет гарантии, что в этот момент он находился под лекарственным воздействием или психически неадекватном положении. Поэтому такой телефонный талак не признаётся как в исламе, так и с юридической точки зрения», — сказал в интервью Prevention.kg правозащитник.
Уткир Джаббаров, опираясь на свою практику, говорит, что только лишь в редких случаях супружеские пары могут развестись в органах ЗАГСа, если у них при этом нет друг к другу никаких претензий. Чаще всего только суд может их развести официально, причем судья определяет, с кем останутся дети, и решает имущественные вопросы. И во время бракоразводного процесса необходимо личное присутствие заявителя, который подаёт на развод или его представитель в лице адвоката или доверенного лица.
«После того, как муж проговорил супруге по телефону трижды «талак», мусульманка не должна торопиться. При этом наша организация всегда рекомендует таким женщинам не признавать такой талак и отстаивать свои права. Супруга должна настаивать на личном присутствии мужа и если она согласна, требовать, официального развода, чтобы процесс проходил в правовом русле», — поясняет юрист.
Для начала — женщины, получившие талак, вправе обратиться к молдо или казы, которые должны выяснить мотивы, побудившие мужчину инициировать развод. И если вдруг выяснится, что доводы мужчины реальные, то все равно казы не одобрит такой талак, пока не решатся вопросы с их общими детьми, и их имуществом.
«Лишь только после этого муж может подавать официальное заявление о разводе в судебные инстанции. И по шариату талак считается очень сложной процедурой, поэтому казы должен всегда призывать к тому, чтобы сохранить мусульманский брак», — резюмировал Уткир Джаббаров.
Суд должен быть на стороне матери
«Телефонный талак не приемлем как в исламе, так и в правом отношении, потому что, когда заключается брак между будущими супругами, именуемый в шариате «нике», присутствуют как минимум два свидетеля», — сказала в интервью Prevention.kg заслуженный деятель культуры КР, почётный профессор Чуйского университета Салима Шарипова.
Поэтому, как она считает, талак мужчина должен так же давать при свидетелях и вообще эту процедуру считаю издевательской над женской судьбой и над их общими детьми. В таких случаях такой человек, не имеющий мужского достоинства, в первую очередь наплевал на свою ответственность.
«Что касается с точки зрения юриспруденции, то в этом отношении надо запретить многоженство, с которым мы возвращаемся в каменный век. В этом плане очень хорошо высказался президент соседней страны, который сказал, что муллы, тайно заключающие нике (брак), должны нести ответственность вплоть до тюремного заключения сроком до 8 лет. Здесь он поясняет, что они (молдо) заведомо зная, идут против Корана и против законов светского государства», — сказала Салима Шарипова.
По её словам, в таких случаях страдают мусульманские женщины, против которых настроенными оказываются родственницы мужа. Будь это золовка или свекровь, они не понимают логики в том, что и они сами могут оказаться в подобной ситуации, проявляя при этом глупую солидарность к мужчине.
«В таких случаях пострадавшие женщины, по отношению к которым муж поступает безнравственно и предательски, ведут себя достойно. Правда, среди них встречаются слабенькие, которые на этом фоне теряют здоровье. Она, как мать, в отличие от мужа, прежде всего, думает о детях и её целью становится поставить их на ноги, ибо она, как стержень жизни, несмотря на все разочарования, отдаёт себя будущему детей», — считает Салима Шарипова.
Также она добавила, что всё эти проблемы должен справедливо решать только суд, причём судья при этом должен отдавать предпочтение пострадавшей женщине, как матери, а не испорченному мужу, который должен нести ответственность, как по закону, так и по исламу, где развод не одобряется.