Мошенники оформляют на казахстанцев огромные кредиты по ксерокопиям удостоверений личности

Оказывается, чтобы взять деньги в долг в некоторых микрокредитных организациях Казахстана, вовсе не обязательно идти туда самому: иногда достаточно всего лишь выслать менеджеру фото удостоверения личности по WhatsApp и… всё! Причем ваш это документ или чужой, не важно: деньги все равно выдадут. Вот потому-то время от времени и звонят нам из подобных структур. Напоминают, что долги необходимо возвращать!

В противном случае добро пожаловать в суд!, говорится в публикации Caravan.kz.

ВИДЕОКАМЕРЫ В МОБИЛЬНИКАХ – ВОТ ГЛАВНОЕ ЗЛО!

Вся беда в том, что подобное рационализаторство со стороны отдельных микрокредитных организаций (это когда деньги дают заочно) развязывает руки мошенникам. Те смело берут в долг, но вешают его не на себя, а на того парня, деда, бабку, внучку или жучку, документами которых в этот момент располагают.

Проще простого! Ведь менеджер, оформляющий выдачу кредита по WhatsApp, не видит, с кем конкретно он заключает договор, и не знает, чей именно документ ему прислали.

Если же принять во внимание то, что уровень потребительской закредитованности еще год назад составлял 331,2 тысячи тенге на одного экономически активного жителя республики (а таковых в Казахстане наблюдалось около 9 миллионов человек), надо признать, что картина у нас не самая радужная. В авангарде – алматинцы: на одного совершеннолетнего жителя южной столицы приходится 1,2 миллиона тенге. Следом идет Мангистауская область, там этот показатель составляет 522,6 тысячи тенге, а почетное третье место занимает Астана с 458,6 тысячи тенге на одного индивида. Отметим, это лишь те, кто действительно брал кредиты. Но есть и такие, кто денег и в глаза не видел, но все равно должен!

Спрашивается, как такое вообще возможно, чтобы чужие документы оказались в руках морально нечистоплотных граждан?

Ведь все мы вроде бы находимся под защитой Закона “О защите персональных данных”? Однако попрошу вспомнить, сколько раз вы предъявляли свои удостоверения личности в различных местах – в ЦОНах, в банках, в медицинских центрах и еще бог знает где… Кто может поручиться, что менеджеры этих учреждений как на подбор все высокоморальные и законопослушные? Правильно, никто!

Некоторые из них действительно имеют возможность потихонечку сфотографировать документ камерой своего смартфона, а потом использовать снимок по своему усмотрению.

Жертвой подобных неприятностей стали два жителя Алматы. Своих фамилий они, понятное дело, попросили не указывать.

– Мне позвонили и сообщили, что я должен погасить микрокредит, якобы набежало уже 430 тысяч тенге процентов, – говорит один из них, отрекомендовавшийся Сериком. – Но я не брал денег! Теперь придется судиться.

– У меня точно такая же ситуация, – вторит ему товарищ по несчастью, который никак не назвался. – Но у меня сумма меньше, всего 200 тысяч тенге. Я советовался с юристами, и они мне сказали, что дело заведомо проигрышное.

КЛЮЧ К ДЕНЬГАМ – ЭТО ЧИСТО ВЫМЫТЫЙ БОМЖ?

Начальник отдела раскрытия имущественных преступлений управления криминальной полиции ДП города Алматы капитан Руслан СМАГУЛОВ говорит, что факты получения микрокредитов и банковских кредитов с использованием чужих удостоверений личности встречаются, но нечасто.

– Бывает, что аферисты берут кредиты в банке на бомжей, – рассказывает капитан Смагулов. – Найдут их, отмоют, побреют, оденут в приличный костюм и ведут в банк. А иногда и не в один. Там по его удостоверению личности выдают кредит. После этого мошенник вручает ему ничтожную сумму в 30–40 тысяч тенге, а сам с остальными деньгами скрывается. И банку приходится судиться с бомжом, хотя с того взять нечего!

Вы спросите, как же дают кредит гражданину, который заведомо не сможет его вернуть? Дело в том, что в последнее время в некоторых банках вопрос, дать или не дать ссуду тому или иному лицу, решает не человек, а компьютерная программа.

Иногда бывает и так: мошенник, пересняв чье-то удостоверение личности, находит бомжа. И ведет его, свежевыбритого, вымытого, благоухающего одеколоном, в новом с иголочки костюме, в банк. Там на имя новоявленного клиента открывается счет. Затем наступает пора использовать фото документа жертвы.

Мошенник отправляет снимок по WhatsApp в микрокредитную организацию и берет там некую сумму. Не очень много, тысяч 300–500 тенге и просит перечислить этот микрокредит на банковский счет бомжа. Потом звонит во вторую, затем в третью и т. д.

Затем приходит вместе с бомжом в банк, и тот снимает все перечисленные деньги со своего счета. Злоумышленник отдает бомжу тысяч 30 на выпивку, а сам с остальной суммой исчезает в неизвестном направлении.

Спросите, как же так?! Почему не все микрокредитные организации требуют обязательного присутствия физического лица, на имя которого оформляют документы? Кто их контролирует?

Задавшись таким же вопросом, редакция “КАРАВАНА” направила официальные запросы в Генеральную прокуратуру РК и Национальный банк РК.

В ДОЛГ ДАВАТЬ НЕ ЗАПРЕЩЕНО

Первый адресат перенаправил наш запрос второму, и вскоре в редакцию пришел ответ, который мы и предлагаем вниманию наших читателей с незначительными сокращениями.

“Национальный Банк осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами и участниками финансового рынка требований, установленных законодательством Республики Казахстан о банковской деятельности, страховании и страховой деятельности, валютном регулировании и валютном контроле, платежах и переводах денег, пенсионном обеспечении, рынке ценных бумаг, бухгалтерском учете и финансовой отчетности, государственной статистике, кредитных бюро и формировании кредитных историй, почте, Банке Развития Казахстана, микрофинансовых организациях и коллекторских агентств, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан “О Национальном Банке Республики Казахстан” и иными законами Республики Казахстан.

Отмечаем, что организации, не относящиеся к финансовым или микрофинансовым организациям (не значащимся в реестре микрофинансовых организаций), не подлежат регулированию со стороны Национального Банка.

При этом действующим законодательством Республики Казахстан не предусмотрен запрет на деятельность юридических лиц по предоставлению займов, в том числе онлайн, не попадающих под регулирование Национального Банка.

Такие юридические лица при предоставлении займов руководствуются гражданским законодательством с учетом ограничения, предусмотренного пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Хотелось бы отметить, что в целях защиты заемщиков сервисов онлайн-кредитования Национальным Банком были внесены в гражданское законодательство законодательные поправки (часть вторая пункта 1 статьи 718, статья 725-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан), предусматривающие нижеследующие основные ограничения ставок вознаграждения по займам, предоставляемым физическим лицам:

— годовая эффективная ставка вознаграждения по займу, которая должна содержаться в договоре займа, не может превышать 100%;

— ограничение размера штрафа на уровне 0,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более 10% от суммы выданного займа в год;

— ограничение предельной переплаты по займу, в размере, не превышающей сумму выданного займа;

— в случае несоблюдения указанных ограничений, а также иных требований пункта 1 статьи 725-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан договор займа признается ничтожным, что подтверждается решением судебных органов.

Таким образом, несоответствия условий договора займа любому из указанных требований, установленных Кодексом, заемщик вправе через суд признать такой договор недействительным.

При этом отмечаем, что в целях защиты прав потребителей финансовых услуг Управление защиты прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций выступает за регулирование и установление единых правил для всех организаций, представляющих заемные и иные финансовые услуги.

Кроме того, статьей 9 Закона о государственном регулировании, а также Законом определены функции и полномочия Национального Банка, в которые установление фактов мошенничества не входит. На основании вышеизложенного гражданам, оказавшимся в подобной ситуации, рекомендуем обращаться в правоохранительные органы с целью восстановления нарушенных прав и установления фактов мошеннических действий в отношении них”.

И подпись – начальник управления Национального Банка Терентьев А. Л.

Получается, в долг может давать любое юридическое лицо?

Но самое главное – граждане, чьими документами воспользовались мошенники для получения микрокредитов и на которых потом повесили финансовое ярмо, могут доказать свою правоту далеко не всегда.

Логика проста. Ведь деньги выданы на удостоверение личности того, кто потом говорит, что денег не брал. Но так говорят почти все должники, которые не желают их возвращать.

А как быть с тем фактом, что кредит перечислен на банковский счет другого человека, а не на счет того гражданина, которому принадлежит удостоверение личности?

Допустим, бомжа задержали (это если очень повезет!). Но на вопрос, где деньги, он отвечает: не помню, не знаю или же пропил. И что дальше, спросит читатель. А дальше долг в большинстве случаев обязывают возвратить того, на чье имя был заключен договор о предоставлении микрокредита. То есть владельца удостоверения личности, коим мошенники и воспользовались. Так логичнее и, главное, гораздо проще.

Что же касается получения кредитов на бомжа в банке, там признаков мошенничества вообще нет!

Ведь в глазах закона он такой же гражданин, как и все остальные. А то, что человек не может платить по счетам, так это, пардон, проблемы банка. Не украл же он эти деньги, а получил на вполне законном основании. Таким образом, организаторы подобных схем остаются в тени.

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРМОШЕННИКОВ

Но зато признаки явного мошенничества имеются при совершении интернет-преступлений. Об этом прекрасно знают в подразделении по борьбе с киберпреступностью ДП города Алматы. Наибольшей популярностью у виртуальных преступников пользуется интернет-кошелек. Например.

Злоумышленник выставляет на интернет-площадках информацию о продаже квартиры. Создает фиктивный интернет-кошелек либо открывает банковскую карту на подставных лиц.

Для чего вновь прибегает к услугам бомжа. На его имя оформляют банковскую карту, куда “продавец” квартиры предлагает перечислить деньги. После их поступления мошенник блокирует все способы связи с покупателем и пропадает.

Преступник рекламирует какую-либо услугу или продажу товаров. И просит внести задаток на интернет-кошелек или на банковскую карту. Дальше всё происходит так же, как в первом случае.

Добропорядочный гражданин выкладывает объявление о продаже какого-либо имущества в соцсетях и на популярных интернет-платформах. Ему звонит мошенник, говорит, что готов приобрести товар, но сейчас якобы находится в другом городе. И хочет перевести задаток на банковскую карту продавца. Просит отправить ему ее реквизиты.

Затем говорит, что ему необходимо продиктовать код, который приходит на телефон потерпевшего. И таким образом получает доступ к системе мобильного банкинга и переводит все деньги на счета подставных лиц.

Мошенник создает в соцсетях клон вашей интернет-страницы. Копирует все данные и пишет вашим друзьям от вашего имени, что у меня, мол, большие проблемы. Вышлите, пожалуйста, деньги. И дает данные своего интернет-кошелька. После чего берет их и исчезает, словно утренний туман.

Чтобы избежать подобных неприятностей, департамент полиции Алматы советует хранить свои документы – удостоверение личности, паспорт, банковские карты – в недоступных для других граждан местах.

Не передавать персональные данные неустановленным лицам. Не использовать ПИН-код при заказе товаров либо услуг по телефону.

При общении со служащими банков используйте лишь те средства связи (мобильные и стационарные телефоны, электронная почта), которые оговорены в банковских документах. Контролируйте движение средств и проводимые операции на ваших счетах. При пропаже платежной карты немедленно сообщайте в банк и требуйте ее заблокировать.

А что касается ситуации с получением микрокредитов по чужим удостоверениям личности, видимо, пришла пора пересмотреть некоторые законодательные акты и внести в них необходимые изменения и дополнения.

Поделитесь новостью