Дуйшенбек Зилалиев: 90% сотрудников Госгеологии не имеют представления о месторождениях

Автор -
1350

Экс-вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев, который находится в заключении по обвинению в хранение незадекларированных средств, вновь обращается к общественности.

Он предлагает продолжить беседу по материалам последнего заседания Совета безопасности и проблемах в недропользовании и путей их решения.

«Сегодня я предлагаю свое видение по разрешению ситуации с местным населением. Один из основных путей, и вы его озвучили, это разъяснительная работа среди местного населения. Но это лишь один из действенных механизмов, который работает только в комплексе мероприятий, о которых на Совбезе ни слова не было сказано.

В августе2013 года, через неделю после моего назначения, я выехал в регионы для ознакомления с ситуацией на важнейших месторождениях. Я встречался как с недропользователями, представителями местных органов власти, так и с активистами из числа местного населения. То есть я хотел иметь максимально объективную картину на местах. Начал я свою поездку с Сулюкты (угольных шахт), а закончил на Кумторе. По пути мы посетили Кадамжайскую группу недропользователей (КСК, Шамбесай, ПГСники и др.), Кызыл-Кийскую группу (угольщики, известняки для Кувасая, каолин, инертные материалы), Узгенский район село Жалпак-Таш (знаменитое месторождение известняка Сары-Таш, Сузак (ПГС, уголь), Таш-Кумыр (уголь, известняк), Токтогул (соль), Жумгал (Кара-Кече), Иссык–Куль (Кумтор). Затем через непродолжительное время после этой поездки мы выехали в Талас (Джеруй, Андаш, Ширалджин, Жамгыр), Чаткал (Кичичаарат, Чааратзаав, россыпи), Ала-Бука (Иштамберды, Бозымчак, Сумсар). Таким образом, я уже через 1,5 месяца знал ситуацию на всех крупных и средних месторождениях.

Я так подробно перечисляю свои первые ознакомительные командировки только для того, чтобы было понимание о том, что мы с первых дней вникли в проблему противостояния недропользователей и местного населения в регионах. Что меня сильно удивило? Когда я начал обсуждать результаты своей поездки по месторождениям с коллективом Госгеологии, выяснилось, что более 90% работников не имеют представления о месторождениях! Они ни разу там не были, и не имели представления, как они функционируют, а тем более о характере имеющихся на месторождениях проблем.

И эти люди решали, не выходя из своих комфортных кабинетов, судьбы недропользователей. Я сразу же ввел обязательное коллективное посещение сотрудниками Госгеологии наиболее значимых месторождений Кыргызстана с целью ознакомления. За год практически все сотрудники посетили Кумтор, Талдыбулак–левобережный, Джеруй, Бозымчак, Кара-Кече и другие месторождения. Это повысило качественный уровень сотрудников Госгеологии и, соответственно, сразу же положительно сказалось на деятельности в целом всего ведомства.

В дальнейшем я внедрил практику встречи с местным населением при подготовке аукционов-конкурсов. Эта разъяснительная работа дала мощный позитивный эффект. В конце 2015 года мы провели анализ наших выездов в регионы для встречи с местным населением. В 2014 году состоялось 63 встреч, в 2015 году – 62 встречи. Поэтому вторая половина 2014 года 2015, 2016 и 2017 годы прошли спокойно, без митингов. Мы работали как пожарная команда. Где-то какое-то недовольство – первыми выезжали сотрудники Госгеологии. Персональная ответственность за недопущение конфликтов с местным населением на месторождениях возложена президентом Алмазбеком Атамбаевым на меня. И мы со своими сотрудниками достойно выполнили эту задачу. Конфликты возобновились в 2018 году, когда нас в ГКПЭН уже не было.

Разрешение конфликтов с местным населением на месторождениях не относится к функциям ГКПЭН. В соответствии с действующим законодательством КР – это прямая обязанность местных органов власти. В то время ни один орган, и никто персонально не хотел на себя брать ответственность за разрешение этого вопроса. Многие губернаторы, акимы и главы айылокмоту, панически боялись собственного народа и трусливо избегали открытых массовых встреч с местным населением в случаях возникновения конфликтных ситуаций на месторождениях. Все валили на Госгеологию – вы, мол выдали лицензию, вы и разбирайтесь. То есть экономические интересы государства, интересы региона их не интересовали совсем, только собственное спокойствие и благополучие. Поэтому на тот момент единственным органом, который смог бы организовать работу по предотвращению конфликтов на местах объективно стала Госгеология. И мы справились с этой работой. Тому свидетельство – более чем 3-х летнее отсутствие конфликтов.

Вернусь к природе конфликтов. Системного анализа по этому вопросу на заседании Совбеза так и не представлено. Прозвучали какие-то отдельные фрагменты по решению, но цельной картины, почему возникают такие конфликты и каковы механизмы их предотвращения не было. Слабо изучили вопрос, непрофессионально подготовили материал и, как следствие, в очередной раз подставили президента. Причины конфликта я бы условно поделил на 2 блока: объективные и субъективные.

К объективным относятся: экологические риски, возможные при разработке месторождения; искреннее заблуждение населения в различных аспектах функционирования месторождения (из-за нехватки или отсутствия информации) и др.

К субъективным я отнес: конкурентная борьба за обладание лицензией на конкретное месторождение, манипулирование населением в собственных корыстных целях недобросовестными руководителями местных органов власти (начиная от губернатора, заканчивая главой айыл окмоту), провокации с целью политической дестабилизации ситуации в конкретном регионе со стороны различных политических сил.

Я здесь перечислил основные причины. Их изучение показало, что субъективные причины и поводы, как правило, четко продуманы, спланированы и реализуются на возмездной (платной) основе. Поэтому, если объективные причины можно устранить путем разъяснительной работы, то во втором случае необходимо жесткое вмешательство госорганов, вплоть до правоохранительных.

Мы в то время организовали системную работу по предотвращению конфликтов с местным населением. Создана специальная рабочая группа, которую возглавил заместитель директора Госгеологии. В обязанности этой группы входили постоянный мониторинг ситуации на месторождениях по всей стране и своевременные реагирования на различные сигналы по возможным конфликтам. При обнаружении объективных причин Госгеология c привлечением специалистов Минэконома, ГАООС, Госэкотехинспекции и других органов (в зависимости от ситуации) выезжали на места и проводили встречи с местным населением с целью предотвращения конфликтов. В рамках масштабной разъяснительной работы Госгеологией в 2016 году проведены две республиканские конференции по предотвращению конфликтов с местным населением. Первая – на Иссык-Куле для недропользователей северных регионов страны и 2-я – в Оше для юга республики. В этих конференциях принимали участие депутаты ЖК, руководители заинтересованных органов, активисты из регионов и международные эксперты. Эффект высокий. Участники в предельно открытой и доверительной атмосфере делились своими проблемами и положительным опытом. Мы тогда приняли резолюцию, что подобные масштабные конференции будут регулярными. Надо возобновить этот формат.

При обнаружении субъективных причин мы готовили мотивированную записку и направляли ее для принятия мер в соответствующие органы, а также я отдельно информировал премьер-министра. А если ситуация имела особую важность, президента. В результате такой деятельности нам удалось вовлечь в работу по предотвращению конфликтов на местах практически все заинтересованные органы, что позволило организовать слаженную работу на местах.

Сооранбай Шарипович, вспомните хотя бы нашу поездку в Чон-Алай на месторождение Кара-Казык, тогда вы были губернатором Ошской области. К моменту нашей поездки месторождение лихорадило 2,5 года. Местное население не давало работать инвесторам. И только после 3-4 встреч мы смогли запустить работу компании. И так было на многих других месторождениях.

Отдельно хочу отметить, что в некоторых случаях наблюдается вина и недропользователей. Бывали случаи, когда, проигнорировав сложившийся уклад жизни местного населения, не согласовав свои действия с республиканскими госорганами, недропользватели наносили вред пастбищам, водным источникам. В таких случаях мы заставляли их возмещать нанесенный ущерб или аннулировали лицензию с передачей материалов в соответствующие органы для принятия мер.

За нагнетанием конфликта на местах «виднелись уши» руководителей местных органов власти. После совместного доклада Госгеологии и ГКНБ тогда были освобождены от должностей акимы двух районов и наказаны несколько глав айыл окмоту. Выявлены и нашли свое подтверждение факты шантажа недропользователей со стороны местных руководителей. В настоящее время эта работа ослабла. По сигналам компаний, к сожалению, никто не работает.

Таким образом, не надо изобретать велосипед и пытаться что-то новое придумывать. Необходимо запустить те механизмы, которые эффективно сработали при нас. Необходимо поднять бумаги и пригласить людей, которые реализовывали эту работу. Кстати, таких людей очень мало. Эту работу далеко не каждый осилит. Надо беречь профессионалов.

Председатель ГКНБ неразборчиво озвучил, что я, то ли аффилирован с 13 компаниями, то ли мне принадлежат 13 лицензий. Я требую, чтобы этот бред доказан публично. Если же эта лживая дребедень не подтвердится, то кто-то должен за это ответить. На заседании такого авторитетного госоргана, как Совет безопасности, должна озвучиваться только проверенная информация (по крайней мере раньше мы только так и работали).

Раз я отвлекся на тему ГКНБ, то позвольте одно мнение. Я работал в свое время (с 2005 по 2013 годы) в Аппарате президента и Секретариате Совбеза и напрямую курировал деятельность ГКНБ. В этой связи я знал и знаю, как организованна здесь работа и кто чем «дышит».

Сооронбай Шарипович, спецслужбы многих стран мира (и мы не исключение) являются опорой действующей власти. К сожалению, власти всегда использовали ГКНБ против своих оппонентов. Дело не в этом. А в том, что «контора» в настоящее время в полной мере не может служить Вашей опорой. Здесь идет разброд и шатание. Нет единого центра принятия решений. Простых ребят жалко. Они не знают кого слушать. Каждый заместитель – сам по себе «князек» и имеет доступ к вам, либо близким для людей. Чтобы выслужиться перед вами, каждый из них носит свою «эксклюзивную» информацию. В этом случае, если вы доверяете Кадыркулову, дайте ему право вносить кандидатуры на заместителей на его усмотрение и пусть по каждому несет персональную ответственность. Это вернет единство и монолит в «контору»».

Поделиться