Жениш Разаков: Никакого коридора в Ворух не давали

Автор -
373

    Пресс-служба распространила комментарий вице-премьер-министра Жениша Разакова, возглавлявшего делегацию Кыргызстана на переговорах по границе с официальными лицами Таджикистана.

    По словам Разакова, в ходе переговоров обсуждалось два вопроса — инциденты, произошедшие 13-14 марта на приграничных территориях и продолжение строительства дорог на приграничной территории.

    «По первому вопросу мы пришли к единому мнению, что расследованием инцидента мы должны заниматься совместно. Созданы следственно-оперативные группы из числа сотрудников прокуратуры и Министерства внутренних дел для расследования инцидентов и предоставления материалов расследования. Это сделано для того, чтобы восстановить полную картину произошедшего, чтобы каждая сторона не трактовала конфликт по-своему», – цитирует правительство вице-премьера.

    На приграничной территории часто возникают спорные ситуации, в связи с этим сторонами предложено создать постоянно действующие комиссии под руководством глав Баткенской и Согдийской областей, куда войдут представители правоохранительных органов и прокуратуры. Также сторонами достигнута договоренность о совместном патрулировании улиц, где проживают граждане Кыргызстана и Таджикистана.

    «Следующее наше поручение по первому вопросу – у нас есть две дороги, из города Исфары дорога ведет в Ворух, но она три раза пересекает кыргызскую территорию, это села Кок-Терек, Таш-Тумшук и Ак-Сай. Такая же ситуация по автодороге Баткен-Исфана, где на определенном участке пересекается таджикская территория. Поэтому мы поручили пограничным ведомствам устранить все препятствия для того, чтобы граждане двух стран на этих дорогах общего пользования могли беспрепятственно передвигаться», – комментирует Разаков.

    Чиновник отметил, что прочитал информацию, что дано разрешение на строительство автодороги Исфара – Ворух.

    «Здесь нужно понимать, что Исфара — это начальный пункт, а Ворух — конечный, но по дороге, как я отметил, три раза пересекается кыргызская территория. В этой части в 2014 году подписан протокол, согласно которому в объезд села Ак-Сай Баткенского района будет построена дополнительная дорога, которая будет находиться вне села. Сейчас есть основная дорога, которая проходит через село, а вторая дорога строится вне села, где нет домов. Тут нужно четко понимать, что это дорога не является статусной, независимой и так далее, об этом, конечно, разговора нет. Нет никакого разговора и о том, что предоставляется какой-то коридор. Просто это дополнительная дорога, по которой как граждане Кыргызстана, так и граждане Таджикистана могут ездить. Это два варианта – одна дорога через село Ак-Сай, вторая дорога вне села», -–приводятся слова вице-премьера.

    Он заверяет, что в этом случае эта территория принадлежит Кыргызстану. По его словам, таджикской стороной предложена помощь в строительстве протяженностью 4 километра. Но так как эта дорога является территорией КР, кыргызская сторона решила завершить строительство на собственные средства, собственными компаниями.

    Разаков также высказал позицию правительства касательно завершения строительства дороги Ак-Сай – Тамдык.

    «Эта дорога пятой категории – она предназначена для прогона скота. Прогон скота в осенний и весенний периоды является актуальным моментом, потому что на сегодняшний день на пастбищах Кыргызстана существует только одна дорога – через населенный пункт Ворух Исфаринского района. А на пастбище Киревшим скот пасут жители наших 3 айыльных округов — Ак-Сай, Самаркандек и Ак-Татыр Баткенского района. В целом в горах на пастбищах выпасается порядка 65 тысяч голов МРС и КРС. Поэтому в весенние и осенние периоды, когда осуществляется перегон скота, возникают определенные моменты с жителями Воруха, возникают вопросы чисто на бытовом уровне. В целях исключения вот этого всего сейчас осуществляется строительство дороги Ак-Сай – Тамдык», – говорится в сообщении.

    Разаков добавил, что в протоколе согласовали, что кыргызская сторона обязуется и будет завершать эту дорогу.

    «Сейчас ее строительство уже начато. Там уже решены все тендерные вопросы с выбором подрядчика. В этом направлении тоже проводится работа», – отметил он.

    Протокол подготовлен с учетом сохранения интересов двух государств.

    «Если мы его по населенным пунктам будем писать – она будет так называться: Исфара – Кок-Терек – Таш-Тумшук – Ходжала – Ак-Сай – Ворух. То есть Исфара – это изначальная точка, Ворух – конечная. Но в середине, пока из одного пункта едешь во второй пункт, мы трижды заезжаем на кыргызскую территорию. То есть говорить о том, что Исфара — Ворух – это таджикская дорога, не соответствует действительности. Говорят, что «дали коридор». Я еще раз ответственно заявляю, что никакого коридора не дано. Эту ситуацию мы хорошо знаем, поэтому я ответственно заявляю, что никакого коридора в населенный пункт Ворух не дано. Я считаю, что протокол не имеет никакого секретного характера, и тем более мой коллега заместитель премьер-министра Таджикистана, уважаемый Азим Иброхим тоже рассказал о всех пунктах протокола, которые приняты в ходе наших переговоров», – заявляет Жениш Разаков.

    Как ожидается, 4-5 апреля в Душанбе состоится очередная встреча правительственных делегаций Кыргызстана и Таджикистана по делимитации и демаркации границ.

    Напомним, 13 марта этого года в 15:30 местности Кожогар произошел конфликт между жителями села Аксай Баткенского района Кыргызстана и села Мехнатабад Таджикистана. Причиной конфликта стала строительная работа объездной дороги Аксай-Тамдык Баткенского района, Баткенской области.

    Около 200 жителей приграничных сел Кыргызстана и Таджикистана собрались на границе и после словесной перепалки начали забрасывать друг друга камнями.

    Поделитесь новостью