По следам Матраимовых. Продолжение

Автор -
3595

    На прошлой неделе factcheck.kg опубликовал несколько статей по имуществу семьи Матраимовых. После этого, «Азаттык» также выпустил свое расследование о выводе из Кыргызстана миллионов долларов. В материале утверждается, что Чынара Матраимова и Русланбек Матраимов занимаются ввозом товаров из Китая. По словам перевозчиков, они имеют конкурентное преимущество и «буквально отобрали хлеб у местных перевозчиков».

    Помогают ли Матраимовы «Тарим Трансу»?

    В расследовании упоминается компания «Тарим Транс». По словам перевозчиков, эта фирма фактически стала монополистом и вытеснила остальные компании с рынка грузоперевозок.

    В интервью депутат Жогорку Кенеша Дуйшон Торокулов говорит о том, что «Тарим Транс» принадлежал другим владельцам. После компания перешла в собственность другим владельцам не без помощи Матраимовых.

    Factcheck.kg решил проверить, действительно ли семья Матраимовых имеет отношение к компании «Тарим Транс».

    В открытых источниках информация о прежних владельцах компании отсутствует. ОсОО прошло перерегистрацию в 2016 году, когда Раим Матраимов (известный как Раим-миллион) еще был зампредседателя таможенной службы.

    Ни учредители, ни руководитель не являются ближайшими родственниками Матраимовых. Но, просматривая платежи ОсОО «Тарим Транс» в госбюджет, мы натолкнулись на перечисления через некого Сыдыкова Нурманбета Жалалидиновича.

    Выяснился интересный факт. Анализ соцсетей показал, что Нурманбет Жалалидинович является сыном Чынары Матраимовой (сестры депутата ЖК КР Искендера Матраимова и экс-таможенника Раима Матраимова).

    На фотографии Нурманбет Сыдыков с мамой Чынарой Матраимовой

    Соответственно, делаем вывод, что компания «Тарим Транс» косвенно связана с семьей Матраимовых. В ОсОО работает член их семьи.

    В материале «Азаттык» приводятся слова руководителя грузоперевозчика Нурбека Керимбекова.

    Изучив платежи ОсОО «Тамир Транс» на портале «Открытый бюджет» выявили следующие закономерности:

    1. Таможенный НДС и таможенную пошлину фирма платила лишь единожды в 2017 году;
    2. После компания оплачивала лишь НДС и налог с продаж как за товар, произведенный в Кыргызстане, в бюджет с/у Кашкар-Кыштак;
    3. Максимальный фискальный платеж — 278 900 по статье «НДС ВНУТРИ КР с/у Кашкар-Кыштак».

    Всего за два года по данным портала, в госбюджет перечислено лишь 15 млн сомов.

    Исходя из платежей, зафиксированных порталом «Открытый бюджет», создается впечатление, что компания занимается не международными грузоперевозками большим количеством машин, а производством товаров в самом Кыргызстане.

    Примечание: портал «Открытый бюджет» не дает полных данных по платежам, но показывает большую ее часть.

    Транспортная компания Русланбека Матраимова 

    Еще одна транспортная компания, связанная с семьей Матраимовых, ОсОО «Делюкс транс». В мае 2019 года фирма прошла перерегистрацию. 14 мая введен новый учредитель — Русланбек Матраимов.

    По данным портала «Открытый бюджет», до 31 декабря 2018 года компания «Делюкс транс» исправно платила и ввозные таможенные пошлины, и таможенный НДС.

    Что стало после внедрения в компанию члена семьи Матраимовых, проверить не удалось. Портал «Открытый бюджет» решил больше не обновлять данные и перестал фиксировать платежи этой компании с начала 2019 года.

    Для сравнения возьмем перечисления в бюджет в прежние годы компаниями «Тарим Транс» и «Делюкс тран»”. По данным портала «Открытый бюджет», фирма, изначально связанная с семьей Матраимовых, за два года оплатила лишь 15 млн сомов. А по компании, перешедшей семье лишь недавно, зафиксировано на портале 309 млн сомов.

    Учитывая свидетельствования перевозчиков, озвученных в расследовании «Азаттык», а также учитывая данные портала «Открытый бюджет», обращаемся к правоохранительным органам с запросом:

    • проверить деятельность ОсОО «Тарим Транс» и «Делюкс транс»;
    • антимонопольному комитету отреагировать на жалобы конкурентов этих компаний.

    Поделиться