Комментарии представителя Алмазбека Атамбаева на сообщение Генпрокуратуры

Автор -
1410

Представитель экс -президента КР Алмазбека Атамбаева Сергей Слесарев прокомментировал сообщение Генеральной прокуратуры Кыргызстана.

Ниже полный текст обращения Сергея Слесарева:

«Сообщение Генеральной прокуратуры от 2 августа опубликованное на официальном сайте ведомства основано на поддержании заключения ГП о наличии в действиях экс-президента Алмазбека Атамбаева в период исполнения им полномочий президента признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом.

Напомним, что на основании заключения Генерального прокурора о наличии в действиях экс-президента Атамбаева в период исполнения им полномочий президента признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом 27 июня 2019 года Жогорку Кенешем принято постановление «О лишении статуса экс-президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева».

Генеральный прокурор и Жогорку Кенеш не имели законных полномочий на дачу заключения и принятие постановления соответственно.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона КР «О прокуратуре Кыргызской Республики» генеральный прокурор дает заключение о наличии в действиях президента признаков преступления в случае выдвижения Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления.

Так, и в соответствии с частью 7 статьи 74 Конституции, Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном Основным законом, выдвигает обвинение против президента; принимает решение об отрешении главы государства от должности.

Как видно из приведенных выше норм Конституции и Закона КР «О прокуратуре Кыргызской Республики», у генерального прокурора нет полномочий по даче заключения о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а у Жогорку Кенеша нет полномочий по выдвижению обвинений и лишении статуса экс-президента.

Кроме того, в соответствии с Законом КР «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией», у генерального прокурора нет полномочий и на возбуждение уголовного дела в отношении экс-президента.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с частью 6 статьи 5 Конституции КР, закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. И в соответствии с частью 1 статьи 28 Конституции КР, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет.

Закон КР от 15 мая 2019 года «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики» в части лишения статуса экс-президента, не имеет обратной силы в отношении Атамбаева, так как устанавливает для него новые обязанности и устанавливает ответственность.

Кроме того, постановление Жогорку Кенеша от 27 июня 2019 года о лишении статуса экс-президента Атамбаева не лишает его неприкосновенности, в силу отсутствия такой формулировки в самом постановлении и отсутствия в Законе «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики и статусе экс-президента» понятия статуса и его элементов, в том числе не содержат описание процедур лишения неприкосновенности экс-президента.

В отношении уголовного судопроизводства

Действительно, уголовное судопроизводство в Кыргызстане осуществляется в соответствии с Конституцией и уголовно-процессуальным законодательством. Но его односторонняя трактовка без учета всех норм Конституции и уголовно-процессуального законодательств не допустима.

Так, вызывает не понимание двойственность трактовки Генеральной прокуратурой уголовно-процессуального статуса экс-президента Атамбаева. В заключении от 24 июля 2019 года, генеральный прокурор поддерживает обвинения против экс-президента в том, что под его непосредственным контролем, координацией и по поручению было организовано незаконное освобождение Азиза Батукаева и заявляет о наличии в действиях экс-президента Атамбаева в период исполнения им полномочий президента признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 319 (коррупция) Уголовного кодекса, а в сообщении Генеральной прокуратуры от 2 августа 2019 экс-президент Атамбаев – свидетель, который знает об обстоятельствах незаконного освобождения Батукаева.

Так же вызывает не понимание односторонняя трактовка статьи 82 УПК КР, где Генеральной прокуратурой сообщается, что источниками доказательств является также показания свидетеля.

В действительности статья 82 Уголовно-процессуального кодекса включает, что источниками доказательств являются также иные документы.

В действительности и статья 93 Уголовно-процессуального кодекса включает, что сведения, как в устной, так и письменной форме, а также предметы и документы для приобщения их в качестве доказательств к делу вправе представить любые граждане.

Именно это (информация по делу Батукаева, в форме сведений в письменной форме экс-президента) и предлагал экс-президент Атамбаев передать МВД КР, и предлагалось это в целях не допущения нарушений Конституции и законодательства (неприкосновенность экс-президента) и для организации помощи МВД при досудебном производстве.

В отношении Конституционной палаты Верховного суда КР

Обращение юристов в Конституционную палату Верховного суда с заявлениями на постановления ЖК по экс-президенту может быть принято к сведению Генеральной прокуратурой и МВД для подтверждения отсутствия оснований к исполнению постановления ЖК от 27 июня 2019 года о лишении статуса экс-президента Атамбаева.

Приведенное в сообщении Генеральной прокуратурой решение Конституционной палаты от 3 октября 2018 года о соответствии статьи 12 Закона КР «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики» Конституции, и принятый на его основе Закон «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» от 15 мая 2019 года, которым установлены процедуры лишения статуса экс-президента и привлечения его к уголовной ответственности — свидетельствует лишь о том, что есть такое решение и есть такой закон.

Не вдаваясь в полемику по поводу изложенных документов, стоит лишь отметить уже выше прокомментированное – и вспомнить также комментарии председателя Конституционной палаты при Верховном суде Эркинбека Мамырова, который, по существу, ответил, что внедряемые новшества не будут распространяться на тех, кто получил статус экс-президента до принятия Закона. Он пояснил, что закон, где рассматривается ответственность и ограничения, не имеет обратной силы, и привел в доказательство три статьи Конституции.

В связи с вышеизложенным, вновь напоминаем правоохранительным органам о необходимости решать возникающие вопросы следствия исключительно в правовом поле. А также об ответственности за нарушения Конституции и законов.

Проанализировав сложившееся положение, вновь предлагаем реализовать стремление экс-президента Атамбаева довести до общества и следствия известную ему информацию касательно обстоятельств по делу о Батукаеве, с одной стороны и, потребность следственных органов в получении необходимой им информации, с другой стороны, исключительно законными способами. То есть, без применения недопустимой в данном случае формы допроса. А именно:

Вариант 1. Опубликовать в СМИ публичное сообщение экс-президента Атамбаева с ответами на вопросы по делу о Батукаеве, которые в письменном виде предоставят ему следственные органы МВД.

Вариант 2. Предоставить ответы экс-президента Атамбаева на представленные следователями вопросы по делу о Батукаеве в письменном виде через его представителя Слесарева.

Вариант 3. Дождаться решения Конституционной палаты по вышеупомянутому обращению относительно соответствия Конституции отдельных положений закона КР «О внесении изменений в Закон «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики» от 15 мая 2019 года.

Со своей стороны, экс-президент Атамбаев готов обратиться в Конституционную палату с просьбой ускорить рассмотрение вопроса.

Все наши предложения следует рассматривать как, во-первых, стремление помочь государственным органам вернуться в правовое поле и, во-вторых, как недопустимость для экс-президента страны потакать нарушениям Конституции и законов».

Поделиться