Исламский фактор в возможном нарастании революционных настроений сейчас будет сильнее, чем в 2005 и 2010 годах, пишет «Московский комсомолец»:
В Киргизии разворачиваются драматические события вокруг фигуры экс-президента Алмазбека Атамбаева. Он находится в СИЗО, ему грозит серьезный тюремный срок. Однако популярность Атамбаева в народе довольно высока, попытка его задержания уже привела к столкновениям и жертвам. Не грозит ли Киргизии еще одна революция? А Россия опять оказалась в двусмысленном положении: ведь Атамбаев был арестован после того, как его фактически поддержал Путин.
24 июля Атамбаева приняли в Кремле. Более часа продолжалась его встреча с Владимиром Путиным, после чего российский президент сделал ряд заявлений, которые многими в Киргизии были интерпретированы как поддержка Атамбаева. Во-первых, основания так думать давал сам факт встречи: ранее никогда действующий президент РФ не принимал бывшего лидера другой страны СНГ. Во-вторых, пожелания нынешнему главе Киргизии Сооронбаю Жээнбекову «остановиться», чтобы избежать новых внутриполитических потрясений. Многие считали, что встреча с главой российского государства послужит экс-президенту Киргизии «охранной грамотой»…
Тем не менее в среду вечером спецслужбы Киргизии начали штурм резиденции Атамбаева в селе Кой-Таш, которую обороняли сторонники экс-президента. Произошли столкновения с применением огнестрельного оружия. Один боец спецназа погиб, пострадали 98 человек. Атамбаев сдался к вечеру следующего дня.
На фоне этих событий 9 августа в Киргизию для участия в заседании Евразийского межправительственного совета прибыл премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он встретился с президентом страны Жээнбековым и выразил ему поддержку, назвав происходящее «внутренним делом» страны. При этом он добавил, что « в XXI веке свой лимит на революции Киргизия уже исчерпала».
Специалист по проблемам Центральной Азии, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Шарбатулло Содиков в интервью МК подчеркнул, что для населения Киргизии очень важна позиция Москвы. По его мнению, то ожесточение, с которым сопротивлялись сторонники Атамбаева, связано с тем, что они искренне полагали: их лидера поддерживает Россия. Эксперт ответил на вопросы обозревателя МК.
С чем связаны нынешние проблемы экс-президента Атамбаева? Ведь нынешний лидер страны – его «выдвиженец». Представлял ли Атамбаев для него опасность?
— Да, Сооронбай Жээнбеков является преемником Атамбаева. Экс-президент мог держаться у власти неограниченно долго, как это происходит в Туркменистане, Узбекистане и других странах Центральной Азии. Однако он решил остаться верным демократическим принципам и долгое время подбирал себе преемника. Сначала он сделал Жээнбекова премьер-министром, а затем рекомендовал его электорату в качестве возможного президента. Поддержал его своим авторитетом. Но после того, как Жээнбеков занял пост главы государства, Атамбаев неоднократно и публично заявлял, что ошибся в выборе.
Говоря о том, почему Атамбаева задержал его же ставленник, можно сослаться на теорию Никколо Макиавелли, который в трактате «Государь» утверждает, что для сохранения власти новому правителю нужно полностью искоренить род предыдущего. Макиавелли полагал, что в борьбе за упрочнение государства допускаются любые средства: насилие, обман, предательство. Именно к таким средствам политического управления и склонился Сооронбай Жээнбеков. Атамбаев не представляет для него никакой опасности. Однако, не поступая подобным образом, Жээнбеков был бы вынужден прислушиваться к советам Атамбаева, чего ему бы очень не хотелось.
Почему Атамбаева задержали сразу после визита в Москву? Был ли момент выбран случайно?
— Сейчас большинство молодёжи находится за пределами Кыргызстана, в том числе в России, так как лето считается рабочим сезоном для трудовых мигрантов. Власть рассчитывала, что мало народу выйдет на митинги в поддержку Атамбаева в случае его ареста.
Похожа ли ситуация с транзитом власти от Атамбаева к Жээнбеков с тем, что было в РФ при переходе власти от Путина к Медведеву и обратно?
— Да. Однако нынешнее руководство Киргизии пренебрегло законами морали и политической чистоплотностью.
Зачем Атамбаев приезжал в Москву?
— Для того, чтобы получить поддержку. 24 июля экс-президент Кыргызстана прилетает к президенту РФ с военной авиабазы РФ из города Канта. Встречу Атамбаева и Путина показывают по ТВ. А 7-го августа начинается штурм резиденции Атамбаева. Обычные граждане, когда увидели Атамбаева с Путиным, подумали: раз Путин с нами, значит, и победа с нами. Поэтому они встали на защиту Атамбаева и не дали его арестовать.
Какой президент Киргизии лучше для России — нынешний или «экс»?
— Об этом судить рано. Однако можно с уверенностью отметить, что Атамбаев сделал очень много положительного для народов Кыргызстана и России. Под его руководством страна вступила в ЕврАзЭС. Это дало гражданам Кыргызстана много преимуществ в России, а именно: трудовые мигранты из Кыргызстана могут без патента работать на территории РФ. Да и в целом Россия всегда могла опереться на эту страну в регионе.
Кого народ больше поддерживает — Атамбаева или Жээнбекова?
— Народ поддерживает обоих, так как, я говорил ранее, Жээнбеков — ставленник Атамбаева. Что касается разделения страны на «атамбаевцев» и «жээнбековцев», то это возможно. Надо также учитывать мощь и непредсказуемость исламского движения в регионе и граничащих с ним азиатских территориях, не входивших никогда в СССР. Например, Верховный суд РФ признал экстремистской и запретил на территории России деятельность организации «Таблиги Джамаат», а в Киргизии она не запрещена.
Кто из международных игроков заинтересован в дестабилизации в Киргизии?
— Считаю, что пора прекратить «охоту на ведьм». И осознать, что никакой угрозы из-за рубежа нет здесь точно. Пока что дестабилизации в стране способствовал сам президент Жээнбеков.
Каковы перспективы развития событий?
— Пока трудно сказать. Думаю только, что исламский фактор в возможном нарастании революционных настроений сейчас будет сильнее, чем в 2005 и 2010 годах. При этом народ крайне недоволен масштабами коррупции и у него есть «революционный опыт». Если нынешние власти не изменят политику в отношении своих граждан, то общество радикализируется.