Общественность пристально следит за событиями после задержания экс-президента. Появилось беспокойство: «Как будут развиваться дальнейшие политические события?» Чтобы узнать настроение противоположной стороны, газета «Азия Ньюс» побеседовала с заместителем председателя СДПК Кундуз Жолдубаевой.
– Госпожа Кундуз, каково самочувствие, каково духовное состояние Алмазбека Атамбаева, находящегося в изоляторе ГКНБ?
– Как вы знаете, экс-президент – сильная личность и у него сильный дух. Я всегда говорю: «Если голова будет цела, то мы все преодолеем». Это сейчас важно. Власть полностью несет ответственность за безопасность Алмазбека Шаршеновича. Общественность ясно это понимает.
Ошибочно и слепо предполагать, что все закончится, если посадить Атамбаева за решетку. Алмазбека Шаршеновича не сломить, напротив, он по-новому смотрит на многие вещи и изнутри наблюдает за недостатками системы. Народ открыл глаза. Общественность задается вопросом – что теперь будет делать власть, которая свалила все беды на Атамбаева, при этом скрывая свои недостатки. Какими будут дальнейшие шаги власти – вот что важно. Мы должны уделить этому внимание.
– Чем закончится спор, возникший в рамках уголовного дела по Атамбаеву, противостояние между следователями и адвокатами?
– Все возбужденные уголовные дела надуманные. Возьмем хотя бы освобождение Батукаева. Адвокаты считают абсурдным очную ставку ни разу не дававшего показания экс-президента, бывшего вице-премьер-министра Шамиля Атаханова и экс-генпрокурора Аиды Саляновой. Кроме того, Генпрокуратура наложила арест на многие объекты, не принадлежащие Атамбаеву. Стало очевидно, что тем самым она намерена оклеветать Атамбаева, вскружив голову народу. Все дела вокруг Алмазбека Атамбаева осуществляются с грубым нарушением закона. А лишение его неприкосновенности противоречит Конституции. Поэтому экс-президент изначально придерживается следующей позиции: «Власть должна вернуться в правовое поле». Мы все понимаем, что следствие выполняет политический заказ. Но рано или поздно за беззаконье придется ответить. Мне бы хотелось, чтобы этого не забывали начальники и сотрудники следственных органов, силовых структур.
– Помнится, силовые органы наложили арест на «Медиа Форум», опечатали здание. Как вы ведете информационную борьбу?
– До сих пор не можем вернуться на рабочие места. Как и другие организации, СДПК снимала рабочие кабинеты в здании «Медиа Форума» в аренду. Есть соответствующие договоры. Значит, такие действия по отношению к нам можно расценивать как политическое преследование. По закону власть не должна учинять препятствия деятельности политических партий. На деле пытаются уничтожить Социал-демократическую партию Кыргызстана, которая имеет богатую историю, четкую идеологию, членство во многих международных организациях. Огорчает то, что отдавшие такой приказ и исполняющие его являются выходцами из СДПК. История рассудит тех, кто плюет в колодец, из которого пьют воду.
Власть не добилась победы путем приостановления деятельности телеканала «Апрель» с целью оказания информационного давления. Никто не завоевывал до этого уважения путем притеснения свободы слова. Все плохое обычно случается после таких действий.
В информационной войне мы по-прежнему обгоняем политических оппонентов. Потому что общественное мнение и их поддержка на нашей стороне.
– Сколько человек задержано после событий в Кой-Таше, если учитывать членов политсовета СДПК, активистов? Не подвергаются ли они насилию в СИЗО?
– Сейчас под стражей находятся бывший руководитель аппарата президента Фарид Ниязов, глава народного штаба Кыяс Смаилов, член политсовета СДПК Алга Кылычев, Амантур Жамгырчиев, активный член народного штаба Фархат Баабиев и десятки жителей села Кой-Таш и других сел. Наверное, находясь в СИЗО, они понимают, что сидят по делу, имеющему политический подтекст. Не можем с уверенностью говорить, что не было приказа о том, чтобы их «сломали»… В любом случае, это волевые люди, патриоты. Выстоят перед любыми трудностями. Самое главное – народ видит, что они невиновны. Справедливость восторжествует в один день.
– Мы знаем, что и вас приглашали в качестве свидетеля по двум уголовным делам. Поделитесь мыслями по этому поводу.
– Главное следственное управление МВД расследует дело о взятии заложников. Военная прокуратура рассматривает дело бывшего заместителя министра внутренних дел Курсана Асанова. Не могу вдаваться в подробности этих дел, потому что подписала документ о неразглашении тайн следствия. Могу сказать только одно – я не из тех людей, которых можно запугать, превратить из свидетеля в подозреваемого, заставить молчать под угрозой ареста. Глубоко заблуждаются те, кто считают, что могут легко сломать такими методами. Конституция позволяет мне выражать мнение. Это мое право, так как я свободный гражданин свободной страны.
– Есть ощущения, что после задержания Атамбаева ваша политическая активность пошла на спад. Продолжите ли вы оппозиционную деятельность, или…
— Конечно продолжу. Не может быть иначе. Сейчас мы даем показания. Возможно поэтому кажется, что наша активность снизилась. Но как выше я сказала, мы выстоим перед любым давлением, нас не сломить, мы не опустим головы. Разве что тактику немного сменили. Политическую борьбу будем вести иными путями, не через митинги. Как я говорила выше – власть должна показать, на что она способна. Пускай покажет хотя бы порядок, конкретные дела, не говоря о реформах. Вот чего мы будем требовать. Предложим свои альтернативные решения и программы. Приложим все усилия, чтобы воплотить в жизнь ранее озвученные лозунги. На предстоящих парламентских выборах будем участвовать обязательно, с новыми людьми. Старая элита должна уйти, должны прийти новые лидеры. Сегодняшняя система должна подвергнуться реформе. Это требование времени и народа. Только тогда в Кыргызстане будет рост и продвижение. Все наши действия будут связаны с этим.