Алмазбек Атамбаев: Старая элита должна полностью уступить место новой (эксклюзивное интервью, часть 2)

С тех пор как Open Central Asia опубликовала первую часть эксклюзивного интервью с экс-президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым 2 недели назад, редакция получила сотни сообщений (в основном положительных).Наиболее интригующее – большинство комментариев получены от соседнего Казахстана и Узбекистана, вероятно, отражающих их пристальное внимание за будущим нынешних и прошлых лидеров своей страны.

Сегодня, на 63-й день рождения Алмазбека Атамбаева, и Open Central Asia решила решили выпустить вторую часть этого сенсационного интервью. ОСА еще глубже погружается в личные чувства и амбиции Атамбаева перед его арестом. С днем рождения, господин экс-президент!

OCA: Вы человек с большим политическим опытом, Вы отдали, наверное, большую часть своей сознательной жизни участию в политических процессах…

АША: Вообще я хотел заниматься бизнесом. Летом в 1989 году я открыл первую частную фирму в Кыргызстане. Это было тридцать лет назад.

OCA: Это получается до независимости?!

АША: Это было при Горбачеве, при СССР.

OCA: А, чем фирма занималась?

АША: Первые деньги я заработал на издательстве книг. Сейчас книга, выпускающаяся тиражом 1000 или 10 000, считается очень популярной. В советское время самым престижным и главным богатством в домах интеллигенции считались хрусталь и книги, поэтому книга, как товар стал ходовым на рынке. Книги раздавались по разнарядке райисполкома.

OCA: Да, я застал это! Подписные издания.

АША: Помню, однажды, после того, как открыл фирму, моя жена купила старую потрепанную книгу «Современная хозяйка» и стала ее бережно так перелистывать. Тогда я поинтересовался, почему она купила эту книгу. На что она ответила, что таких книг уже в продаже нет, это дефицит. На тот момент я, как бизнесмен, думал, какой товар найти для реализации. Выпросив у нее эту книгу, я сделал с нее диапозитивы. И к 8 марта 1990 года мы выпустили «Книгу современной хозяйки» в мягкой обложке. Даже автора книги разыскали и отблагодарили ее. В то время люди сидели без денег, так что она была очень рада.

А потом я стал выпускать миллионными тиражами такие книги, как «Анжелика» Анн и Серж Голон, «Заводной апельсин» Энтони Берджесс. Мы все эти книги отправляли на продажу в Москву. Почему?! В Москве в то время шла политическая борьба. И все типографии Москвы были заняты заказами политических листовок и газет. А дефицит оставался – занавес упал, а люди требовали западную литературу. Тот же «Крестный отец» Марио Пьюзо раньше не издавался в СССР из-за цензуры.

OCA: Здорово, что у вас был бизнес, связанный именно с книгами, потому что сейчас люди думают, что книги вообще не прибыльные.

АША: Благодаря тому, что в Москве все типографии оказались забиты, я смог в Кыргызстане наладить поточное производство и книги вагонами уходили в Москву, тиражами по пятьсот тысяч. И каждая книга, по тем временам, стоила пару долларов.

Типографские работники в Бишкеке радовались: типография оживала и получала заказы, зарплаты стали выплачиваться. В то время, здесь дачи вокруг реки Аламедин стоили 200 долларов. Сейчас они от десяти тысяч долларов минимум. В 90-е мне удалось сформировать мощный стартовый капитал и для промышленной группы «Форум», и для моих заводов в Турции, и для независимой политической деятельности.

Конечно, я большую часть своего состояния не потратил на политику. У меня были годы, когда я зарабатывал до $20 млн. У меня даже сохранились все нотариально заверенные документы о получении дивидендов на том или ином предприятии. (Прим. редакции – Алмазбек Атамбаев указал, что предоставил необходимые документы о дивидендах филиалу «Радио Свободы» в Кыргызстане(«Азаттык») и телеканалу «Апрель», а также связывал их со своими бизнес-партнерами в Турции.)

OCA: Но тогда с книгоиздательством в Москве, вы оказались в нужном месте и в нужное время.

АША: Идея была правильной. Через два-три года все за эту идею с типографиями уже ухватились и в Бишкеке. Но сливки уже были сняты.

OCA: Рынок уже ушел…

АША: Да потом и в России уже догадались о прибыльности бизнеса. Точнее переключились с политиздата на интересы потребителя.

OCA: И как раз получается тридцать лет назад вы такой молодой, успешный. И сейчас объединяете вокруг себя молодых людей. Я думаю, что ваш большой опыт, о котором мы говорили, он действительно пригодится стране, пригодится молодежи. Кто будущие лидеры Кыргызстана? Вы уже кого-то назвать можете?

АША: Да, я думаю, что наша старая элита уже должна полностью уступить место новой элите: молодой, незапятнанной, незамаранной, непродажной.

OCA: А кто? Потому что этот вопрос интересует многих: кто придет на смену?

АША: Я, конечно, не буду фамилии называть, иначе это будет не серьезно с моей стороны. Но люди ждут новые лица, и не только в Кыргызстане.

Просто люди со временем устают от старых политиков и хотят новых лиц, если старая элита их надежд больше не оправдывает. На Украине так и произошло. Но мы в Кыргызстане начали это делать раньше. Когда я уходил с поста президента, премьер-министру на тот момент было 39 лет, а некоторым министрам по 29-32 года. Жаль, что потом новый президент все это перечеркнул.

Власти кстати до сих пор реализовывают цифровую программу трансформации «Таза коом», которую общественности презентовал молодой премьер-министр Сапар Исаков, до того как его посадили. А ведь на выборы Жээнбеков фактически шел с ним в тандеме, и популярность у Сапара Исакова, несмотря на молодость, была выше.

Я со своим преемником договаривался, что он будет, как аксакал: помогать молодежи, помогать молодому премьеру-технократу, готовить страну к полному переходу на парламентскую форму правления и поднимать страну. Но оказалось, что абсолютная власть для него важнее.

OCA: Сделав этот шаг, вы на самом деле привели самого молодого премьер-министра в СНГ (Сапара Исакова). И это было необычно, потому что…

АША: Был Зеленский.

OCA: Но Зеленский пришел только сейчас. Мы говорим о том, что было пять лет тому назад.

АША: Но и «аксакалы» на Украине из ряда тех, кто не замарался в политике, то есть и там все новые лица. Для себя я тоже поставил задачу, что должна прийти новая элита, не важно какого возраста: молодого или солидного.

OCA: И в продолжении этого вопроса, есть очень много талантливых людей из Кыргызстана, которые уехали за границу. Есть ли у вас какие-то планы, чтобы работать с соотечественниками, с молодыми профессионалами, получивших опыт, образование за рубежом, чтобы привлечь их к развитию новой политической системы в Кыргызстане?

АША: Насильно возвращать на Родину соотечественников не совсем правильно – нужно создавать условия. Но в Кыргызстане, слава Богу, есть достойные молодые ребята, которыми можно гордиться. Я думаю, тех, кто может работать и продвигать свою страну, много и здесь.

OCA: Вы могли бы через прессу обратиться с предложением вернуться, принять участие в развитии собственной страны.

АША: Хорошо было бы, но у большинства молодежи настрой об отсутствии будущего и перспектив, следовательно, возникает необходимость покидать свою Родину.

OCA: Это есть и это нужно изменить. Понятно, что сейчас…

АША: Эта ситуация изменится только тогда, когда изменится сама власть. Власть либо пойдет на кардинальные реформы, либо полностью сменится.

OCA: Как вы думаете текущая власть способна идти на реформы и договариваться? Или нужно ее менять?

АША: Думаю, за два года мы все увидели. Нынешняя власть ни к чему не способна. Во всяком случае, я это ясно вижу, и не только я. Они хорошо умеют обманывать людей, но на этом обмане они хорошо жили год-полтора, и сейчас это все началось сыпаться. Людям необходимо показывать перспективы, реальную борьбу с коррупцией. К сожалению, народ вначале поверил, что новая власть проводит чистку в системе.

Я увидел кто есть кто. И сможет ли эта власть внутри себя побороть коррупцию – это сомнительно, потому что это им надо будет свои же куски тела откусывать и отбрасывать.

Я знаю, что и экс-премьер-министр Сапар Исаков, и бывший глава таможенной службы Кубанычбек Кулматов сели за попытку реальной борьбы с коррупцией на таможне. Я мог много раз спокойно уехать из страны, или «помириться» с властями просто замолчав, но я должен говорить об этом. И буду говорить об этом.

OCA: Стране, наверное, необходимо новое поколение политиков, как-то выйти из этого кризиса. Но когда это будет?! На следующих выборах, я так предполагаю.

АША: Сейчас трудно что-либо предсказать.

OCA: Пока определенного сценария развития событий нет?

АША: (смеется) В мой адрес были обвинения в подготовке революции в стране. За свою жизнь я видел уже две революции в Кыргызстане. Революцию всегда готовит и делает сама власть. Власть создает такую ситуацию, как говорил Ленин, когда верхи не могут рулить, люди не верят и не хотят жить по-старому. Так и получается революция. У нас все идет к этому, честно говоря. Люди уже с недоверием относятся к новым властям.

Когда я передавал президентские полномочия почти два года назад, страна была стабильной и устойчиво развивалась, росли все показатели, а сейчас совсем другая ситуация. Впервые в истории нашей независимости падают налоговые и таможенные сборы, причем при росте веса ввозимых товаров в страну.

OCA: А вот эта ваша деятельность по борьбе с коррупцией, собираете молодежь, то, что вы хотите…

АША: Молодежь сама приходит.

OCA: Потому что они вам верят. Для них должен быть лидер и вы для них этот лидер. И не получится ли так, как произошло с молодым премьер-министром? Что если вы поедете, как свидетель на допрос, а вас больше не выпустят?

АША: Вы знаете, даже предыдущий председатель Конституционной палаты Верховного суда Эркин Мамыров полгода назад заявлял, что у меня все равно сохраняется неприкосновенность, сославшись на три статьи в Конституции. Его правда потом сразу сняли с должности, а новым председателем сделали бывшего помощника Асылбека Жээнбекова (младший брат нынешнего президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова).

На допрос я не поеду, потому что все эти обвинения, постановления, выдвинутые против меня, они приняты с нарушениями всех законов и Конституции. Поэтому я не собираюсь в этом подыгрывать и участвовать в балагане, главный аргумент – что до сих пор Конституционная палата не подтвердила законность самих повесток. Я предложил, если имеются вопросы по делу, пожалуйста, письменно ответить, но не на допросе, а просто как человек, который хочет помочь следствию. Но видно, что им не нужна правда, им не нужны доказательства, факты, им совсем другое нужно.

OCA: Вот именно, поэтому риск очень высок, что чем больше людей к вам приходят, тем больше будет их ответная реакция заставить замолчать вплоть до какой-то силовой акции, чтобы вас арестовать?

АША: Если будет попытка силовой акции, тогда власти зажгут спичку, которую уже не потушат.

OCA: Будем надеяться, что они этой ошибки допускать не будут.

АША: Там настолько неразумные, что все может быть.

OCA: Это должен быть очень плохой руководитель, чтобы пойти на такой шаг.

АША: В Кыргызстане это аукается.

OCA: Планируете вы куда-нибудь вылететь еще? Что вы можете рассказать о вылете в Москву?

АША: Так получилось, что Владимир Владимирович несколько раз меня приглашал. Решено было организовать мой вылет с военной базы РФ в Канте. Целый эскорт из сотен машин меня провожал и встречал в аэропорту.

Я думаю, что у власти хватит ума исправить свои ошибки или кардинально поменять ситуацию, но хватит ли мудрости? У них еще есть время для работы над ошибками, подождем пару месяцев.

А так я фаталист. Что суждено, то и будет, поэтому чего-то бояться или тревожиться не имеет смысла. Главное, идти за правду, за справедливость и интересы людей. Если ты знаешь, что ты прав, ты всегда победишь.

Поделиться