Накануне конференции EdCrunch 2019, которая пройдет в Москве 1—2 октября, эксперт по технологиям VR/AR в образовании Джейми Донелли рассказала РБК о том, как сделать школьное обучение нескучным, но при этом эффективным
— Вы начинали карьеру как учитель математики. Вы пытались использовать VR/AR (технологии виртуальной и дополненной реальности. — РБК) в классе?
— Я пыталась использовать новые технологии, но, когда я работала учителем, VR и AR еще не были общедоступны. Даже планшеты только начинали набирать популярность. Меня всегда интересовала эта тема, а потом появилась возможность стать «технологом образовательных методик» (instructional technologist) — человеком, который показывал учителям, как внедрять новые технологии в учебный процесс. Сначала речь шла только об AR — дополненной реальности. Потом стала распространяться и VR (Джейми Донелли является автором книги Learning Transported: Augmented, Virtual and Mixed Reality for All Classrooms («Перенесенное образование: дополненная, виртуальная и смешанная реальность для работы в учебном классе». — РБК).
— Людей пугают новые технологии?
— Кого-то пугают. Но я как раз люблю работать с теми людьми, которые больше всего «сопротивляются». Когда я преподавала математику, мне нравилось работать именно с теми ребятами, которым предмет давался с трудом. Если ученик схватывал все на лету, меня это даже немного разочаровывало: «Я тут приготовила целое выступление с бубнами, а ты мне говоришь, что уже все понял. Нет уж, смотри на мои пляски!» То же самое с технологиями — когда я вижу, как люди меняют свое отношение, это очень вдохновляет. При этом важно объяснить, что перед тем, как внедрять технологию в учебный процесс, нужно понять, зачем она нужна, действительно ли она поможет студенту лучше разобраться или это будет просто развлечение.
— Учителя это понимают?
— Сейчас учителя используют технологии больше, чем когда-либо до этого. Но это не значит, что они их используют наиболее эффективным способом. Кто-то таким образом просто заменяет то, что до этого делал с помощью ручки и бумаги. Многие думают, что новые технологии — это слишком дорого, их использование требует особых технических знаний. Это не совсем так. Перемены — это всегда сложно. Но в случае с образованием, мне кажется, нужно не ждать слов про то, что «да, мы готовы к переменам», здесь важнее то, что лучше всего для наших учеников. «Лучшее» совершенно по-разному выглядит в каждой отдельно взятой классной комнате. Кому-то из детей вовсе не нужны новые технологии для того, чтобы хорошо усвоить материал.
— Давайте разберем на конкретных примерах: когда AR и VR технологии могут быть наиболее эффективны?
— У моей младшей дочери, например, дислексия. Традиционные методы обучения в таком случае часто не работают. Для таких особенных детей именно AR и VR могут стать отличным инструментом, позволяющим понять материал. Или, например, кому-то для обучения нужно мертвое тело. Но с хранением подобных вещей дело обстоит непросто. В конце концов VR дает возможность отправить твоих учеников на Марс. Если кажется, что что-то нереально или невозможно по каким-то физическим, финансовым или каким-либо другим причинам, — тогда на помощь должны приходить новые технологии. Речь не идет о том, чтобы полностью отказаться от книг, совсем нет. Книги по-прежнему нужны. Внедрение нового не означает отказ от старого.
— Так какова главная задача VR и AR технологий — сделать изучаемый предмет живее и интереснее?
— Для меня это действительно главная цель. Но я знаю, что не все, кто занимается этой темой, со мной согласны. У меня есть друзья, которые считают, что самое главное — это возможности для взаимодействия и создания чего-то нового.
— Вы считаете, что пусть не в самом ближайшем, но не таком отдаленном будущем образовательный процесс будет выглядеть совсем иначе?
— Да, я думаю, что нас ждут существенные изменения. И не только в образовательном процессе. Я многого жду от Apple. Очки виртуальной реальности Google Glass вышли, но ничего не случилось. Почему я считаю, что с Apple все будет иначе? Ходят слухи, что они должны выпустить свои очки в следующем году. После этого, мне кажется, может случиться настоящий переворот. Прежде всего, потому что мы готовы к этому. Выход Google Glass слишком преждевременным, люди по-прежнему боялись за свою приватность, за зрение и так далее. Apple же делает шаг за шагом, эта компания не работает по принципу: «Привет, вот вам очки. Удачи!» Она постепенно выпускает различные девайсы, которые готовят людей к появлению очков. Люди в конце концов уже хотят и ждут. И грядущие изменения в том числе отразятся на образовательном процессе. В какой-то момент мы даже перестанем называть это AR/VR, это будет просто неотъемлемая часть нашей жизни. Я в предвкушении!
— И никаких опасений у вас нет?
— Конечно, есть. Нужно будет искать баланс. Сейчас многие родители страдают от того, что их дети бесконечно играют в видеоигры. Прямо сейчас мой сын играет в видеоигры. Конечно, речь не идет о том, чтобы использовать AR и VR-технологии круглые сутки. Все это нужно делать очень осторожно. Я не знаю, пробовали ли вы когда-нибудь надевать очки виртуальной реальности, но после того, как ты их надеваешь и погружаешься в виртуальный мир, сняв их, тебе требуется определенное время на то, чтобы прийти в себя и вернуться в реальность. Поэтому, когда я рассказываю о том, как внедрять подобные вещи в учебный процесс, я всегда подчеркиваю, что речь должна идти о совсем непродолжительных промежутках времени — не о часах напролет. И даже не об одном часе подряд. Учителя должны заботиться и о том, чтобы дети случайно не раскрыли слишком много информации о себе, вопросы приватности тоже очень важны.
— А как студентам после «полета» на Марс возвращаться в реальный мир и учить что-то скучное? Зубрить математику, например.
— Так, математика может быть очень веселой! У меня на занятиях мы с учениками даже готовили и выращивали растения. Ну, а насчет того, как мотивировать детей, — знаете, даже сейчас, без VR и AR многие родители задаются вопросом, как сделать так, чтобы дети перестали играть в видеоигры и просто немного почитали. Такая проблема действительно есть. Но, мне кажется, иногда в случае с учителями это может выглядеть как простое оправдание своего нежелания пробовать что-то новое. Ведь задача — научить чему-то определенному своего студента. Если ты собираешься сделать все, что от тебя зависит, чтобы достичь цели, нужно думать шире установленных рамок. Нужно относиться к задаче ответственно и пробовать разные варианты. Если честно, я люблю, чтобы было весело. Когда я преподаю, и при этом мне скучно, мне просто не хочется продолжать это делать. И если я могу начать скучать довольно быстро, то какого же ученикам, которые сидят и на протяжении всего дня делают одно и то же! Поэтому учителям очень важно хорошо знать и понимать своих учеников и их интересы. И отказываться от веселья из-за страхов точно не стоит. Ведь можно же продолжать испытывать радость от обучения в целом, даже если какие-то его части бывают скучны.
— Где только найти столько учителей, которые бы не просто думали, как вы, но и воплощали это в жизнь?
— Это действительно общемировая проблема. Многие учителя сталкиваются с выгоранием на работе. Многие также боятся, что вскоре их могут лишить «образовательных полномочий». И, конечно, им приходится не только преподавать, но и делать много другой необязательной бумажной работы, участвовать во встречах и тому подобное. Так что, когда я выступаю перед учителями, я не только говорю о новых технологиях. Моя более масштабная задача — воодушевлять их, напоминать, что мелкая бумажная работа не так важна, как основная, преподавательская. Ведь и новые технологии важны не сами по себе, а как дополнительная возможность помочь ученикам добиться успеха.