До конца 2019 г. рабочая группа из представителей всех стран ЕАЭС должна оценить риски и преимущества вхождения Узбекистана в состав Союза. Надежду на скорейшее завершение всех процедур и успешное вступление страны в «евразийскую семью» выразила на днях председатель Совфеда Валентина Матвиенко.
О том, что может принести Узбекистану новый статус, рассказал старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
2 октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала о решении президента Узбекистана Шавката Мирзиёева изучить вопрос о вступлении Узбекистана в ЕАЭС. Она упомянула об этом в ходе встречи с председателем законодательной палаты парламента Узбекистана Нурдинжоном Исмоиловым в Ташкенте.
Позже журналистам стало известно, что Мирзиёев и президент России Владимир Путин договорились о создании рабочей группы, российскую сторону в которой возглавляет первый вице-премьер страны Антон Силуанов. До конца 2019 г. участники должны будут проанализировать условия и риски вхождения Узбекистана в ЕАЭС «во избежание негативных последствий». Кроме этого, как отметила председатель Совфеда, анализ проводят и все остальные страны – участницы Союза, поскольку решение относительно новых участников принимается совместно.
«Президент Узбекистана понимает, что участие в экономических интеграционных объединениях – реалии сегодняшнего дня. Он прав, что перед принятием окончательного решения требуется очень серьезный анализ условий вступления: не нанесет ли это вреда экономики, не скажется ли это на числе рабочих мест и так далее», – цитирует Матвиенко ТАСС.
Старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин:
– Если в целом посмотреть на ситуацию, связанную с изменением политики Узбекистана в последние годы, видно, что страна стремится сделать все, чтобы стать более открытой и диверсифицировать свои внешнеторговые связи. В частности, за последнее время резко вырос товарооборот с Центральной Азией: на 47%, согласно показателям 2018 г. Общие объемы экспорта также выросли, примерно на треть, и все это за период правления Мирзиёева.
В этом плане присоединение Узбекистана к рынку ЕАЭС, который составляет 180 тыс. человек – это, на мой взгляд, безусловно позитивный шаг. Узбекистан сейчас ведет переговоры с ВТО, стремится к соглашению с ЕС – все это линия диверсификации.
Некоторые западные экономисты и политологи уже бьют во все колокола под впечатлением того, что Узбекистан попадает под влияние России. Я же не склонен так считать. Безусловно, тут какую-то роль сыграло и усиление позиций крупного бизнеса – мы знаем, что в России есть крупные бизнесмены узбекского происхождения, которые, надо признать, оказывают определенное влияние. При условии, что Узбекистан вступит в ЕАЭС, его важнейшим партнером станет Казахстан – он ближе территориально, ну и Россия: экспорт сельскохозяйственной продукции очень важен для Узбекистана. Поэтому снижение таможенных барьеров и ограничений, в случае вступления в ЕАЭС, для Узбекистана откроет очень хорошие позиции.
Уже сейчас, до вступления в ЕАЭС, мы видим активное развитие экономического сотрудничества в гуманитарной сфере: образовательное партнерство, партнерство между вузами, создание филиалов российских вузов, совместных образовательных программ. Хотя гуманитарный компонент в ЕАЭС требует еще очень большого развития, в нем не все так хорошо, но подвижки уже есть. Стоит отметить, что у российских специалистов высокого уровня появится возможность приезжать в Узбекистан, передавать свой опыт местным специалистами – это тоже плюс.
Еще может быть решен вопрос, связанный с мигрантами: они получат в Союзе определенное преимущество. Однако есть и определенные опасения, о которых тоже стоит сказать. С точки зрения тех же трудовых мигрантов, мы видим: когда системы денежных переводов в России ввели лимит в 100 тыс. руб. в месяц для отправки денег в Кыргызстан, для Узбекистана, возможно, тоже все будет не насколько однозначно открыто. Все будет зависеть от того, насколько рабочая группа проработает вопрос, и как быстро он будет решаться. Спешка здесь, в общем-то, и не нужна: есть разные механизмы. Например, получение статуса страны – наблюдателя, как у Молдовы.
Перспективное вступление Узбекистана в ЕАЭС будет не очень хорошо воспринято на Западе, судя уже по сегодняшним высказываниям экономистов: они утверждают, что ЕАЭС – это геополитический союз, из которого следует абсолютное доминирование России. Узбекистан – довольно крупное государство, власть которого, вступая в ЕАЭС, будет делать все, чтобы сохранить многовекторность.
В целом я оцениваю это событие позитивно. Считаю, что если вступление и состоится, то в течении пяти лет, в силу определенных согласований и возможного этапа перехода как страны – наблюдателя. Определенные риски есть как с точки зрения трудовых мигрантов, так и с точки зрения различных ограничений, существующих внутри самого ЕАЭС.
Через ЕАЭС Узбекистан может получить и зоны свободной торговли с разными странами: с Вьетнамом, Сингапуром – членство в союзе благополучно откроет дороги в новые страны. За счет вступления в ЕАЭС [у Узбекистана] появится много новых аспектов суждений, экономической повестки дня, и приведет это, в конечном счете, ко всем перечисленным позитивным вещам: с точки зрения как логистики, так и транспортного рынка Союза. Все это усилит позиции Узбекистана.