Ко дню рождения Фридриха Ницше. Цитаты

Автор -
649

15 октября 1844 года в городе Рёккен в Германии родился один из самых влиятельных философов XIX века. За свои 55 лет Ницше удалось создать свое философское учение, носившее в то время подчёркнуто неакадемический характер.

Его книги до сих пор пользуются большим интересом, его учение продолжает вызывать споры. Ниже приводим цитаты из книг великого философа:

Окружите себя частоколом великой надежды и полного упований стремления вперед. Творите в себе идеал, которому должно отвечать будущее, и отбросьте предрассудок, что вы эпигоны.

Довольно с вас и того, что вы должны создавать и изобретать, устремив свой взор к будущей жизни; но не требуйте от истории, чтобы она ответила вам на вопросы: как и посредством чего? Если же вы вживетесь в историю великих людей, то вам удастся извлечь оттуда верховную заповедь стремления к зрелости и освобождения себя от парализующего воспитательного гнета эпохи. И если вы интересуетесь биографиями, то требуйте не тех, в которых повторяется припев «имярек и его эпоха», но только таких, на заглавном листе которых должно значиться: «Борец против своего времени». Старайтесь насытить ваши души Плутархом и имейте мужество верить в самих себя, веря в его героев. Сотня таких воспитанных не в духе времени людей может заставить замолчать навеки все крикливое лжеобразование нашей эпохи.

Когда человек ставит на кон свою жизнь, своё здоровье, свою честь — всё это следствие бьющей через край, расточительной воли: не из любви к ближнему, но потому, что всякая большая опасность вызывает в нас любопытство относительно меры нашей силы, нашего мужества.

Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.

Чтобы судить о морали по справедливости, подставим на её место два зоологических понятия: укрощение дикого животного и выведение определенной породы.
Жрецы во все времена делали вид, будто стремятся «улучшать»… А мы, не такие, только улыбнемся, если укротитель зверей вздумает называть своих животных «улучшенными». Укрощение хищника достигается почти всегда за счет причиненного ему вреда: вот так же и омораленный человек — человек вовсе не измененный к лучшему, а только ослабленный, основательно обрезанный и обезображенный. Зато он менее опасен…

Мы должны будущее брать мерилом всех наших ценностей — а не искать позади нас законы нашего действования!

Зверь, когда болен, залезает в пещеру, — так же поступает и философ. Дружеский голос так редко долетает до меня. Сейчас я одинок, абсурдно одинок, и в своей безжалостной подземной войне против всего, что до сих пор было чтимо и любимо людьми, сам незаметно стал чем-то вроде пещеры — чем-то потаенным, чего уже не найти.

Говоря между нами, не исключено, что я — величайший философ эпохи, а может быть, и нечто несколько большее, решающее и роковое, стоящее между двумя тысячелетиями. За такое исключительное положение приходится постоянно расплачиваться — всё возрастающим, всё более ледяным, всё более исключающим тебя одиночеством.

Всякое «Было» – есть обломок, загадка, роковая случайность, – до тех пор, пока созидающая воля не провозгласит: «Но так хотела я!»

Все они хотят достичь трона: безумие их в том — будто счастье восседало бы на троне! Часто грязь восседает на троне, а часто и трон на грязи.

Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой

Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.

Нет более сильного врага для меня, чем я сам, точнее тот «я», который своей трусостью, ленью, глупостью, неуверенностью в себе идет на дно. Лишь этот «я» достоин ненависти и презрения. Слабость создана быть презренной, она убивает.

Мне многому стоит научиться, чтобы быть готовым к войне с самим собой. Быть готовым к преградам, стоящим огромными каменными стенами, пропастями сомнений и отговорок, болотами комфорта и уязвимости, чередой ошибок и провалов.

Посреди мрака, сквозь тернии мчаться в сторону блеска яркой утренней зари, готовой наградить меня большим, чем мне пришлось потерять. Оглядываясь назад, я буду благодарен всему, через что мне пришлось пройти.

Ведь препятствия на моем пути своей горечью лишь подсластят мою главную победу — победу над собой. Война против меня же самого и будет являться превзойденным эгоизмом.

 

 

Поделитесь новостью