Временный запрет на ввоз автотранспортом некоторых видов нефти и нефтепродуктов направлен на сокращение теневой экономики и ввоза нефтепродуктов в республику без соответствующего учета и оформления. Об этом сообщает пресс-служба правительства.
По данным Министерства экономики, средняя потребность страны в бензине и дизельном топливе составляет порядка 1 300-1 400 тыс. тонн в год. Несмотря на увеличение объемов производства нефтепродуктов внутри страны, наши потребности в ГСМ не покрываются в полном объеме и обеспечиваются за счет импорта. Почти 80% ГСМ импортируется из России.
Наблюдается ввоз в хозяйствующими субъектами нефтепродуктов для дальнейшей их реализации на автозаправочных станциях, документально оформленные как товарные позиции. В дальнейшем ввезенные таким способом нефтепродукты реализуются на рынке по более низкой цене в среднем на 15-20 %. Тем самым, с объемов, не учтенных (контрабандных) нефтепродуктов не уплачивается акцизный налог.
В 2018 году мобильными группами по фактам незаконного ввоза горюче-смазочных материалов с сопредельного государства выявлено 73 факта, объем задержанного ГСМ составил 146 530 литров, на сумму более 5 млн сомов. По материалам, выявленным сотрудниками при осуществлении оперативно-рейдовых мероприятий, в отношении нескольких предпринимателей приняты меры административного характера.
По расчетам Министерства экономики, доля теневого оборота нефтепродуктов за 10 месяцев 2018 года, по данным Национального статистического комитета, составила 25,2% или более 12 млн сомов из всего объема ввозимого ГСМ. За аналогичный период 2017 года эти показатели равны 12,8% или 5,3 млн сомов. С января по июнь 2019 года ввезено 5 777 тонн нефтепродуктов без соответствующих сопроводительных документов.
Между тем, Казахстан не допустит вывоза нефти на реэкспорт. Об этом заявил министр энергетики Канат Бозумбаев.
«Официального экспорта бензина в Кыргызстан нет. Есть серый экспорт, мы знаем об этих схемах. В связи с чем мы подписали совместный приказ с МВД, КНБ, Минфином и Минэнерго, ввели ограничения экспорта светлых нефтепродуктов автомобильным транспортом», – сказал он.