Выслушав акима Бахытжана Сагинтаева, Касым-Жомарт Токаев последовательно изложил свое видение того, кто виноват в сегодняшних бедах крупнейшего мегаполиса страны.
Президент не назвал ни одной фамилии (за исключением присутствовавшего в зале первого вице-мэра Ерлана Кожагапанова, схлопотавшего «строгач» за брошенные на Кок-Тюбе саженцы яблонь), однако, мишени его критических стрел угадывались без труда, пишет exclusive.kz.
А под огонь попали серьезные люди, и прежде всего — нуротановский первый зампред Бауыржан Байбек, успевший много покреативить на посту акима Алматы.
Начал Токаев с легкого упрека в адрес своего нынешнего партайгеноссе: «Ликвидация трамваев, я считаю, была спорным решением. Надо было отремонтировать рельсы, обновить трамвайный парк и оставить трамваи в городе. Этот вид транспорта успешно функционирует во многих европейских городах.
Данный пример лишний раз свидетельствует о важности консультаций города со специалистами и представителями общественности». А затем, войдя во вкус, замахнулся на «святое» — горнолыжный курорт «Кок Жайляу». «Нам он не нужен» — сказал как отрезал президент. Хотя еще весной соглашался с предложением Байбека всего лишь отложить строительство курорта, среди конечных бенефициаров которого в числе прочих называли и самого Бауыржана Кыдыргалиевича.
Недвусмысленный месседж прозвучал из президентских уст и в адрес члена first family Кайрата Боранбаева, по чьей прихоти снесли «знаковое» здание кинотеатра «Алатау», возведя на его месте McDonalds. Более того, президент, что называется, вышел на глобал, впервые открыто заявив о необходимости «запретить плотную застройку в центральных частях Алматы».
По сути, это – объявление войны элитным застройщикам, многие годы хозяйничающим в центре города без оглядки как на интересы горожан, так и на элементарные нормы застройки. «Вот, как коренной алматинец, не могу согласиться с возведением крупного жилого дома на месте исторического здания ТЮЗа на проспекте Абылай хана, а также огромной гостиницы на улице Кабанбай батыра — рядом с сосновым парком. Огромная гостиница стоит. Все загородила, все испортила», — с досадой бросил Токаев.
Насколько далеко готов зайти второй президент в этой войне? Хватит ли ему административного ресурса и главное – политической воли, чтобы навести порядок если и не сразу в стране, то по крайней мере в самом большом и традиционно «непослушном» городе?
Ведь даже Нурсултану Назарбаеву в свое время это не слишком удавалось: то он призывал перестать ездить по южной столице на «танках», то грозил всеми карами за многоэтажное строительство в предгорьях (тогда, помнится, даже устроили образцово-показательный снос пары верхних этажей уже возведенной «коробки»). А потом ажиотаж спадал, и все возвращалось на круги своя…
Сейчас сложно сказать, чем обернутся решительные намерения нового хозяина Акорды. Но совершенно очевидно: человек, которого еще вчера считали послушным дублером, призванным всего лишь передать президентское кресло настоящему бенефициару транзита власти, решил показать зубы.
И в этом смысле весьма показателен выбор в качестве одной из главных мишеней именно Бауыржана Байбека, которого в кулуарах называли «настоящим» преемником Елбасы. Теперь, когда дублер начал действовать, этот сценарий уже не выглядит очевидным. К тому же, объявленная лидером партии власти «перезагрузка» Nur Otan пока явно не задается: обещанного притока в партию новых людей с креативными идеями что-то не видно…
И если на этом фоне у президента Токаева получится «перезагрузить» Алматы – традиционно самый политически активный и влиятельный город Казахстана- то разговоры на тему «а царь-то ненастоящий!» можно будет сворачивать.