Бывший премьер-министр и экс-депутат Жогорку Кенеша Феликс Кулов прокомментировал «Азаттыку» журналистское расследование о коррупции на таможне.
Он отметил, что в обществе бурно обсуждают материал, и подавляющим является мнение об отставке правительства, смене руководителей Таможенной службы и проведении масштабной чистки в других госструктурах.
«И это вполне правомерная постановка вопроса, когда речь идет о выводе из страны суммы, равной одной трети государственного бюджета. Здесь уже не может быть речи о попытке замять скандал, увести от ответственности коррумпированных людей. На мой взгляд, существующая структура борьбы с коррупцией себя не оправдала. Прежде всего это относится к работе АКС ГКНБ, финпола, Финразведки и прокуратуры», – сказал Кулов.
Он напомнил, что ранее предлагал создать национальное бюро по противодействию коррупции и борьбе с должностными преступлениями с особыми полномочиями при президенте КР, а также создать самостоятельный следственный комитет при президенте на базе следственных органов прокуратуры. По словам Кулова, ГКНБ, помимо своей основной функции по обеспечению нацбезопасности, должен осуществлять «агентурно-оперативную деятельность по выявлению коррупционных фактов и схем, но без проведения процессуальных действий».
Он также выразил мнение, что «если сократить таможенников примерно на 70%, никакого ущерба это таможне не нанесет, и за счет сокращения ненужного балласта бездельников можно повысить зарплату остальным, что, возможно, хоть как-то поможет снизить коррупцию».
Напомним, накануне журналисты «Азаттык», OCCRP и «Клооп» провели совместное расследование о коррупции в Таможенной службе Кыргызстана. По их данным, это дело связано с деятельностью уйгурского мультимиллионера Хабибулы Абдукадыра. Журналисты выявили связь между ним, убитым бизнесменом Айеркеном Саймаити и экс-зампредседателем таможенной службы Раимбеком Матраимовым.
В расследовании описаны схемы, по которым развивался теневой бизнес Раимбека Матраимова и его семьи. Отреагировав на итоги расследования, общественность требует официальных комментариев президента и правительства.
Пресс-служба президента отреагировала на расследование, заявив, что у Жээнбекова не было и нет общих бизнес-проектов с Абдукадыром.