В начале ноября некоторые казахские интернет-ресурсы со ссылкой на материал информационного агентства «Росбалт» («Россия против «охотника на олигархов») напомнили гражданам республики о Кенесе Ракишеве, мультимиллионере и зяте нынешнего посла Казахстана в России Имангали Тасмагамбетова, пишет kz.expert.
Вот, например, как это прозвучало в публикации Tengrinews.kz, которая раньше располагалась по этой ссылке, но позднее почему-то исчезла.
«Российского журналиста обвинили в вымогательстве внушительной суммы у бизнесмена Кенеса Ракишева. Александру Швыреву предъявили обвинение в клевете и вымогательстве. По информации российских СМИ, журналист якобы распространял заведомо ложные сведения о российском бизнесмене-олигархе узбекского происхождения Алишере Усманове, подрывающие его репутацию. А также вымогал деньги у казахстанского бизнесмена Кенеса Ракишева. При этом в сообщениях фигурирует сумма вымогаемых средств — $50 тыс. Тверской суд Москвы 11 ноября рассмотрит ходатайство о заочном аресте журналиста «Росбалта» Александра Шварева».
Нас заинтересовало не обвинение в адрес российского журналиста в том, что он якобы вымогал у Ракишева $50 тыс. за снятие с сайта компрометирующих или просто неудобных материалов (напомним, что в России и Украине зять нынешнего посла РК в РФ давно слывет человеком, который щедро платит за подобные вещи). А то, что эта история вообще вышла наружу.
Дело в том, что мажоритарный владелец АО «БТА Банка» в последнее время старается держаться вне зоны внимания прессы и, надо отдать ему должное, это в основном удается. Как, вопрос, другой.
Судя по тому, что с Tengrinews.kz упоминание Кенеса Ракишева, появившись утром 8 ноября 2019 года, к обеду этого же дня уже исчезло, его людям удалось договориться с руководством ресурса и возможно даже бесплатно, так сказать, в порядке дружеской услуги. При этом похожий материал на Zakon.kz на момент подготовки этой статьи по-прежнему доступен.
Еще одной странностью в поведении Кенеса Ракишева в последнее время, кроме тщательного убегания от лишнего внимания, является явное нежелание рассказывать о своих бизнес-успехах. В прошлом о них писали достаточно часто, причем не только в казахстанском, но и в российском информационном пространстве. Теперь же — как обрезало. Причины такой скромности мы не знаем, но допускаем, что виной тому проблемы – политического и/или делового характера.
Первые могут проистекать из того, что Имангали Тасмагамбетов явно досиживает последние месяцы в кресле посла РК в РФ, а после выхода на заслуженный отдых наверняка сильно потеряет во влиянии.
Плюс заметно обострившееся в стране внутриэлитное противостояние может привести к потере позиций Тимура Кулибаева, зятя первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Поскольку Кенеса Ракишева связывают с ним не только хорошие личные отношения, но и общие бизнес-проекты, «падение» Тимура Кулибаева и на нем неизбежно отзовется.
Ко всему этому добавляются риски того, что компетентные государственные органы вдруг получат соответствующую команду сверху и начнут тщательно и добросовестно проверять многолетние операции по «спасению» АО «БТА Банк» и АО «Казкоммерцбанк». А затем законность и обоснованность продажи «спасенных» активов этих фининститутов за пару тенге АО «Народный банк Казахстана». И в итоге установят, что это было крупнейшее в истории страны хищение государственных средств в особо крупном размере, совершенное организованным преступным сообществом.
Что касается бизнес-проблем Кенеса Ракишева, то это тема для отдельного анализа, тем более что она тесно связано с двумя другими чувствительными темами.
Во-первых, хищения Тимуром Кулибаевым двух крупных активов, ранее проинвестированных АО «БТА Банк» и подконтрольных ему, а затем вдруг оказавшихся вне поле влияния спасителей этого фининститута, о чем мы уже неоднократно писали.
Во-вторых, качества инвестиционных проектов АО «БТА Банк» (в основном за пределами РК).
О том, что здесь не все в порядке, косвенно свидетельствует странная история, связанная с контролем над АО «БТА Банк». Напомним, что последний давно сдал банковскую лицензию и является банком только по названию. Это позволяет ему, в частности, полностью прятать от прессы, экспертов и общественности свою финансовую отчетность.
Так вот, до последнего времени акционерами АО «БТА Банк» числились Кенес Ракишев и ТОО «Novacom Corporation»: первый с долей 68,9% голосующих акций, второй — 29%. Однако 7 ноября т.г. в прессе появились сообщения о том, что ТОО «Novacom Corporation» вдруг оказалась переименована в ТОО «Fincraft Group». Цитируем соответствующую публикацию сайта Kapital.kz:
«Единственный владелец ТОО «Novacom Corporation» принял решение изменить название компании на ТОО «Fincraft Group», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на сообщение Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Единственным владельцем компании является бизнесмен Кенес Ракишев.
Казахстанскому ТОО «Novacom Corporation» присвоены рейтинги «B/B»; рейтинги АО «БТА Банк» подтверждены на уровне «В/В»; прогноз – «Стабильный».
ТОО «Novacom Corporation» — недавно созданная холдинговая компания АО «БТА Банк», полностью принадлежащая Кенесу Ракишеву. Г-н Ракишев намерен передать свою 97% долю в БТА новой организации».
Нам трудно понять, почему это не было сделано с самого начала, ведь компания АО «Fincraft Resources» (ранее АО «SAT & Company») существует в новом обличье с 2018 года. Возможно, эти метания стали результатом проблем у Кенеса Ракишева, которого якобы сильно «подоили» некие весьма влиятельные в Казахстане люди. И который по слухам никак не может выстроить работоспособную модель своего бизнеса в ситуации, когда в России ему не слишком рады, а в Казахстане становится горячо.
Тем не менее, судя по рейтингам, которые присвоило ТОО «Novacom Corporation» агентство S&P Global Ratings в августе 2019 года (B/B, прогноз изменения – «Стабильный», рейтинг по национальной шкале – kzBB), оно вполне жизнеспособно. Хотя не исключено, что иностранное рейтинговое агентство больше смотрело на бумаги, чем на то, что стоит за ними.
Но по крайней мере оно сочло необходимым оговориться (цитируем):
«Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие, если, вопреки нашим ожиданиям, группа не сможет продать перешедшие к ней активы в ближайшие 12-18 месяцев, что приведет к сокращению денежных запасов и необходимости привлекать дополнительный долг, что, в свою очередь, обусловит более высокое, чем ожидалось, отношение «кредит/стоимость». Негативное рейтинговое действие также может быть вызвано изменением корпоративной структуры или необходимостью оказывать поддержку более слабым компаниям, находящимся под общим контролем. Более низкие показатели по крупным проектам, включая новый проект строительства объекта жилой недвижимости, могут также привести к негативному рейтинговому действию. Кроме того, мы можем понизить рейтинги Novacom, если вопреки нашему базовому сценарию группа привлечет значительный объем долга на уровне дочерних компаний, что может обусловить структурную субординированность долговых обязательств компании Novacom».