Роза Отунбаева о скандале на выставке в музее ИЗО: Кого он задел и почему

Автор -
5471

Экс-президент временного правительства, общественный деятель Роза Отунбаева распространила обращение по поводу скандала в музее ИЗО, в результате которого свой пост покинула руководитель учреждения Мира Джангарачева.

Отметим, что увольнение произошло на фоне скандала вокруг феминале-выставки «Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины», прошедшей в Бишкеке 28 ноября. В ней принимают участие более 50 арт-мастеров из 22 стран мира. Датская перфомансистка Julie Savery вышла обнаженной. Таким актом прилюдного одевания хотела поднять проблему защищенности прав секс-работниц. В соцсетях это вызвало бурное обсуждение, и активисты решили провести митинг у Минкультуры.

«Выставочных скандалов на свете немало и на Западе, и на Востоке. Скандал теперь разразился и в нашем музее ИЗО: кого он задел и почему?! С 25 ноября, хочу всем напомнить, идет по всему земному шару международная неделя против насилия против женщин, мы знаем это касается не только «ласки и любви» наших мужчин к нашим женщинам, так к несчастью поступают в большинстве стран мира, сходите на эту самую выставку, и вы увидите содрогающие душу артефакты на эту тему», – пишет Отунбаева.

По ее словам, по феминале Минкультуры сделало заявление под напором дискуссий в соцсетях.

«Хочу написать свое мнение по выставке: она серьезная, глубокая, новаторская, надо там ходить и думать, не просто плеваться и ругаться! Это выставка женщин о проблемах, которые их мучают, от которых они страдают, умирают, борются, пусть не одолевают их, но не сдаются! Это крик души, их зов к обществу, что надо остановить насилие, менять свои замшелые отжившие взгляды, призыв к справедливости, к правовому возмездию. Почему дочек и отцы и матери у нас называют такими нежными именами как Айсулуу, Айчурок, Канайым, Айкерим, Мээрим, но с легкостью в сердце соглашаются когда их крадут незнакомые парни как овцу, считая, что ее дело выйти все равно замуж, родить детей. А если жизнь их не удалась, и женщина, их дочь с двумя-тремя детьми оказывается на улице, или уходит из-за постоянных побоев от мужа, то зачастую родительская семья не принимает ее домой назад: что скажут люди. Уверена, что таких жестоких родителей как у нас вряд ли вы встретите в округе! Это необъяснимая жестокость в конце того легкого соглашательства в самом начале пути – разве это не есть безответственность самих родителей, всего общества по отношению к женщине, к детям?!» – задается она вопросом.

Отунбаева с сожалением отмечает, что не стала ни инициатором, ни куратором выставки.

«Но как зритель скажу вам, да, есть там сюжеты, которые нашему менталитету и практике жизни непонятны, чужды. Эти злополучные трусы, на которых написано «Мое право делать аборты», действительно из другой оперы, это тема других стран и женщин, не актуальна для нас. Давайте не думать, что только у нас есть клерикальная и житейская ортодоксия, которая противостоит современной жизни. У нас аборты, слава богу, не являются политической повесткой дня и мы имеем время и силы бороться с другими проблемами жизни. Поэтому я согласна, надо безусловно обсуждать предварительно концепт, идею и показ выставки на научно-методическом совете музея, иметь в виду местный контекст. Но пожалуйста и не превращайте музей в богадельню, именно так вышли на свет великие мастера кисти через споры и сопротивление, пробуждение миллионов своими картинами, произведениями искусства. Феминале, пожалуй, единственная выставка современного искусства последней декады на памяти. Искусство на то оно и искусство, что будоражит, сотрясает умы и сердца людей, это не скучища собранных полотен, написанных в классическом духе, которые вы видите из выставки к выставке», – отмечает она.

Отунбаева подчеркивает, что Минкультуры озаботилось и выдало скоропалительную реакцию по поводу одной этой выставки единственно работающего музея в столице по навету людей, малознакомых с искусством.

«Почему Минкультуры не работает над открытием Исторического музея, непростительно надолго выпавшего из культурной жизни горожан и гостей страны?! Еле пробили в музее ИЗО платные занятия для детей, их постоянно закрывали какие-то службы, которые против зарабатывания музеем, госучреждением денег. Этот абсурд существует и непробиваем, а между тем музей нуждается в ремонте, оцифровании всех картин и работ, в средствах для ведения живой образовательной работы с детьми, пожилыми, учителями, с людьми с физическими недостатками», – пишет Отунбаева.

По ее мнению, в сетях разбушевались те, кто отстаивает традиционные нравы и ценности, молодой министр стушевался, указывают директору музея Мире Джангарачевой на выход вместо того, чтобы разобраться и сделать выводы.

«Остановитесь господа, у вас может есть административная сила, но есть и общественный глас, и женская солидарность: выставка посвящена всем кричащим проблемам женщин на всемирной неделе, посвященной против женского насилия. Что вы Минкультуры, все правительство сделали в решении этой проблемы?! Если женщин так часто бьют до смерти, а этим полны все сводки новостей, если становится все больше педофилов-мужчин, которые насилуют и даже женятся на 13-15 летних девочках, а тех мужчин, кто берет больше чем две жены не счесть, это все женщинам можно терпеть и терпеть?! Доколе терпеть?! Выставка образовательная, поучительная, впору привести туда всех, кто ютится в кризисных центрах, а их у нас 14, и их крайне в стране не хватает! Что за мужики у нас?! В каком обществе мы живем?!» – вопрошает Отунбаева.

Она призывает остановиться, одуматься.

«Надо всем нам задуматься как преодолевать все эти проблемы. Неделя против насилия не декоративная, она, надеюсь, всех заставит изменить наши устои, наш подход к женщинам и их проблемам. Именно в этом сила искусства, ее зов. А зачем выставки ради выставок, мертвые музеи?! Мы женщины, как всегда постоянны в своих взглядах, настроены на изменение страны в лучшую сторону», – резюмирует Отунбаева.

Поделиться