В Кыргызстане наркотрафик стал одним из главных источников дохода ведущих политиков, связанных с ними чиновников, уголовных авторитетов. Нельзя исключать, что нашумевшее дело Саймаити связано именно с этим вопросом.
То есть, помимо контрабанды бытовых товаров, кыргызские властные чинуши, возможно, контролируют и кыргызскую ветку наркотрафика из Афганистана. Примерно такой же расклад, по всей видимости, и в остальных странах региона. Об этом говорится в статье на сайте Platon.asia. Ниже приводим полный текст публикации:
Американские ученые Мартин Макгуайр и Мансур Олсон разработали теорию государства как «оседлого (стационарного) бандита».
Это такой вид бандита, который решает править на определенной территории, единолично получая доход от населения посредством «грабежей» в виде разных налогов в долгосрочной перспективе.
Вместе с тем «оседлый бандит» старается экономически развивать подконтрольную ему территорию. В этом плане он отличается от «кочующих бандитов», которые извлекают максимальную выгоду в краткосрочной перспективе.
Исходя из этой теории, а также учитывая наш исторический контекст, полагаем, что большинство государственных машин постсоветской Центральной Азии являются «полустационарными бандитами» с замашками «кочующего бандита». Справедливость данного вывода можно показать на примере наркотрафика из Афганистана.
Сегодня наркобизнес является одним из наиболее прибыльных «предприятий». По оценкам специалистов, Афганистан на мировом рынке героина занимает 92-93%. Относительно афганской экономики есть даже термин «наркоэкономика», так как производство наркотиков дает 52% ВВП Афганистана. Боле того, Афганистан даже относят к новому типу государств – «наркогосударствам», потому что там наркопроизводство определяет «погоду» везде: в экономике, внутренней политике, степени иностранного присутствия. Оказывается, наркокультуры в Афганистане выращиваются на землях больших, чем в Колумбии, Боливии и Перу, вместе взятых. К тому же разработки «афганской дури» только нарастают. Так, если в 2015 году производство наркотиков в Афганистане составляло около 3 300 тонн, то в 2017 году, по официальной статистике, оно равнялось рекордным 9 000 тоннам, в прошлом году произвели 6,4 тыс. тонн.
Афганские наркотики поставляются по трем маршрутам: Балканскому, Северному и Южному. По Балканскому маршруту переправляется около 40% афганских наркотиков, по Северному — порядка 20%, на Южном маршруте — 35-38%. Ряд экспертов считает, что через постсоветскую ЦА (северный маршрут) поставляется 45-65% афганской наркоты. ООН сообщает, что наркотрафик через страны СНГ в год дает прибыли около 13 млрд. долларов.
Такие большие деньги просто так не «отмыть», не легализовать без крыши на самом верху, которая может командовать крупными финансовыми структурами. При этом эта «крыша» не может не работать в одной «упряжке» с уголовными авторитетами, поскольку для выполнения самой «грязной работы» нужны «кадры», способные запросто убить человека, подсадить его на иглу. Их напарники, высокопоставленные чинуши, слушающие Бетховена и читающие Льва Толстого, не могут этого сделать – «душа» не поднимет такой груз.
Героиновая мафия имеет на подкормке и в доле крупных чиновников из нашего региона, России, Украины. В некоторых публикациях сообщалось, что в Узбекистане, к примеру, наркотрафиком управляют их криминальные короли, имеющие влияние на своего соотечественика, известного российского миллиардера. Последний в свою очередь, по-видимому, существенно влияет на верховную узбекскую власть.
В Кыргызстане наркотрафик стал одним из главных источников дохода ведущих политиков, связанных с ними чиновников, уголовных авторитетов. Нельзя исключать, что нашумевшее дело Саймаити связано именно с этим вопросом. То есть, помимо контрабанды бытовых товаров, кыргызские властные чинуши, возможно, контролируют и кыргызскую ветку наркотрафика из Афганистана. Примерно такой же расклад, по всей видимости, и в остальных странах региона.
Есть мнение, что поставки наркотиков из Афганистана взяли под свою опеку уголовные и властные представители стран СНГ не без соглашения с американцами, которые оставили за собой только трафик через Пакистан, Иран. Эту договоренность первым делом, как пишут разные источники, заключили американские и российские, украинские, центральноазиатские спецслужбы. С другой стороны, США выгодно, чтобы наркопоток из Афганистана шел больше по северному маршруту, ибо так на иглу подсаживаются и жители геополитического противника – России.
Ведь наркотики – это некое биологическое оружие, способствующее многочисленным смертям, деградации генофонда нации. Предполагают, что другим американским наркомаршрутом является вывоз из аэродрома в Баграме.
В самом Афганистане главной «крышей» производства героина, опия, гашиша и другой «дури» являются Штаты. Многие источники сообщают, что те афганские полевые командиры получили право спокойно заниматься наркобизнесом, кто отказался от сопротивления американской политике в стране. В Иране и Пакистане идет серьезная борьба с наркобизнесом и через эти страны поставлять героин опасно. Поэтому через эти страны идут небольшие объемы афганского героина, опия.
В этом смысле второй наилучший маршрут, после Балканского, – это Северный — через Таджикистан, оттуда в Кыргызстан, частично в Узбекистан и дальше через Казахстан в Россию, Украину. Есть и другая ветка этого маршрута – через небольшой коридор в районе узбекского Термеза. Говорят, что за этой веткой с афганской стороны стоял сам генерал Дустум. Туркменистан имеет плохо охраняемую, самую протяженную в ЦА (744 км), границу с Афганистаном. К тому же, в отличие от горной таджикско-афганской границы, она представляет собой равнинную местность, чем пользуются наркоторговцы.
Впрочем, во многих публикациях утверждали, что практически все центральноазиатские пограничные службы имеют долю от афганского наркотрафика, вылавливая лишь тех, кто не входит в список неприкасаемых. В этой связи рейды «афганских» боевиков в Кыргызстан (Баткен) и Узбекистан (Сурхандарья) в 1999-2000 годах некоторые эксперты рассматривают как попытку «пробить» более выгодные условия наркопоставок через территории этих стран и установить контроль «за основными региональными наркотрассами».
Россия и Украина являются «вторыми» транзитными поставщиками афганской наркоты в Прибалтику, Польшу, Германию, Голландию и т.д. Причем вся эта схема, повторимся, видимо, работает не без одобрения спецслужб наших государств, поскольку без этого невозможно свободно провозить по наркомаршрутам ежегодно несколько сот тонн героина и опия, а также активно продавать эту наркоту внутри наших стран.
Сама Россия, как и наш регион, является активным потребителем афганской дури. Согласно некоторым данным, на сегодня в России более 1,5 млн. человек употребляют афганские опиаты — героин, метадон, ханку, химку и т.д. Есть информация, что в Туркменистане почти в каждой семье есть наркоман.
Словом, эта проблема для туркменского государства и общества является очень серьезным вызовом. В нашей стране значительное количество наркоманов «сидят на афганской наркоте», особенно в южных регионах, находящихся недалеко от Таджикистана и Узбекистана. Тем более что здесь она стоит гораздо дешевле, чем дальше по маршруту. Такая же картина наблюдается и в приграничных с Афганистаном районах других стран нашего региона.
Собственно, бывало, что наркобизнесом напрямую занимались целые государства, не гнушаясь моральными аспектами. В середине 19-го века Великобритания, Франция и США вели против империи Цин войны ради расширения своей торговли в первую очередь опиумом в Китае. Эти войны в истории получили название «опиумные».
В современности, когда есть ООН, международное право, державам уже не получится напрямую заниматься наркоторговлей. Но они продолжают держать руку на пульсе наркопотоков, ибо это мощный способ влияния на общественное сознание, временами эффективнее, чем использование религии.
Хотя и то, и другое К. Маркс представлял родственными «субстанциями», назвав религию «опиумом для народа». Кстати, основным источником финансирования религиозно мотивированных экстремистских и террористических организаций в Афганистане как раз является производство наркотиков, включая опиум.
Центральноазиатские чинуши, эксперты, «люди-государственники» говорят, что ради эффективного управления государством, его независимости, стабильности и мощи необходимо манипулировать общественным мнением, «пудрить мозги» людям, идти на их жертвы даже. Того, кто этого не понимает, у нас обычно считают наивным идиотом, провокатором. И вот таким сладким идеологическим «наркотиком» нас кормят много десятков лет, чтобы мы не претендовали на большее.
А они сами, организующие и реализующие власть, тем временем спокойно занимаются своими делами, которые сложно назвать «государственническими». Например, способствовать наркотрафику из Афганистана, на который еще частично свой народ подсадили как потребителей. В таком случае коллега наших чинуш Остап Бендер вопрошал: «Почём опиум для народа?».