Балхаш может повторить судьбу Арала

Автор -
2173

«Забудьте о нефти — думайте о воде», — сказал в 1962 году президент США Джон Кеннеди. Именно в начале 60-х начался кризис Арала и регион прочувствовал, насколько был прав JFK. И сейчас острота проблемы только нарастает.

В недалеком будущем судьбу Аральского моря может повторить Балхаш. Об этом предупредили международные эксперты в ходе конференции по проблемам управления водными ресурсами Центральной Азии. Спасение озера обойдется в десятки миллиардов долларов, пишет Forbes.kz.

Вода и бедность

Программа развития ООН и Международный фонд спасения Арала (МФСА) пригласили в Алматы на форум «Инновационные подходы в системе устойчивого управления водными ресурсами Центральной Азии» ученых Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана.

Экологическая катастрофа Арала, вызванная нерациональным использованием водных ресурсов, привела к тяжелым последствиям для десятков миллионов людей не только в Приаралье (Казахстан и Узбекистан), но и на сопредельных территориях. Опустынивание, деградация пастбищ, засоление почв и другие проблемы сделали невозможным или осложнили традиционные для местного населения виды занятости. Тем более это касается ловли рыбы.

— В Приаралье бедными является 44% населения, по сравнению со средним для региона уровнем в 13,8%, — отметил Фируз Иброхимов, главный технический советник ПРООН в Казахстане. — Мужчины трудоспособного возраста вовлечены в трудовую миграцию. Эти источники дохода небезопасны и нестабильны. Кроме того, воздействие пыльных бурь, недоедание, снижение качества питьевой воды отрицательно сказываются на здоровье населения. Заболеваемость анемией на 30% выше, чем в среднем по региону, астмой – в 2 раза, гематологическими заболеваниями – в 2,5 раза, туберкулезом – в 4 раза. Всё это сказалось на продолжительности жизни населения Приаралья.

Проблему усугубляет происходящее изменение климата и ожидаемое уменьшение стока рек. Прогноз Узгидромета говорит о том, что к 2050 году объем стока Амударьи сократится на 10-15%, Сырдарьи – на 2-5%.

Важнейший элемент адаптации к меняющимся условиям – повышение устойчивости сельского хозяйства через внедрение современных ресурсосберегающих систем орошения. Также необходима охрана водных ресурсов и эффективные меры регулирования водопотребления.

Низкий КПД

Однако не все карты находятся в руках стран, непосредственно страдающих от экологического кризиса. Так, Казахстан в настоящий момент уже зависит от того, насколько полноводными придут на его территорию реки из Китая. Ученые полагают, что если в 2020 общий годовой сток рек в целом по Казахстану составит 81,6 кубокилометра, то к 2030 снизится до 72,4.

Ситуацию усугубляет тот факт, что КНР не подписала соглашение об использовании трансграничных рек. А значит, работать с соседом в случае возникновения проблем будет непросто.

— Площади орошаемой пашни в Китае постоянно увеличиваются, и только за последние годы выросли на 2 млн га— рассказал Анатолий Рябцев, директор института «Казгипроводхоз». – Непосредственно в бассейне реки Или в настоящий момент Китай орошает почти 1 млн га. В Казахстане это уже ощущается. А ведь Или дает 80% стока Балхаша! Поэтому мы говорим о том, что в перспективе это грозит нашему уникальному озеру повторением судьбы Арала. Да, сейчас работает совместная казахстанско-китайская комиссия, которая этот вопрос контролирует. Все заинтересованы в том, чтобы сохранить Балхаш – в этом надо отдать должное нашим соседям. Более того, они упрекают нас – почему мы нерационально используем воду?

В самом Китае применяются современные методы орошения, позволяющие экономить. А в Казахстане до сих пор поливают по бороздам. Кроме того, магистральные каналы в Китае облицованы плитами, а у нас чаще всего – нет. За счет этого КПД каналов в РК — 65%, а в КНР — 85%.

Экономия не спасет

При этом Динара Зиганшина, заместитель директора ташкентского НИЦ МКВК, обратила внимание на то, что водосбережение поможет решить проблему лишь временно, но в 2050 году эти резервы будут исчерпаны. Ситуацию усугубляют два фактора: с одной стороны, снижение объемов водостока, с другой – рост населения в регионе и связанное с этим увеличение потребления воды. Ожидается, что к 2040 году население региона вырастет на 8-10 млн человек.

 Канал «Сиб-Арал» (проект)

Канал «Сиб-Арал» (проект)

 

Поэтому Зиганшина напомнила о предложениях актуализировать проект строительства судоходного канала «Сиб-Арал», который прорабатывался в 80-х годах прошлого века, но потом был заморожен. Причиной заморозки проекта стали опасения экологов о том, что отбор воды резко ослабит нижнее течение Оби, особенно в маловодные годы. Однако в настоящий момент ученые поменяли точку зрении. Дело в том, что изменение климата, напротив, увеличивает стоки сибирских рек. По оценке профессора В.И. Кузина (Сибирское отделение РАН), к 2050 суммарный сток Оби и Енисея в Карское море увеличится примерно на 100 кубокилометров в год.

В связи с этим экологи, наоборот, выразили заинтересованность в планах по отводу части стока. Так, британский профессор Джон Ниссен считает, что отвод 60 кубокилометров стока сибирских рек позволит предотвратить подъем уровня Северного Ледовитого океана на 6 см, что остановит таяние арктического льда.

Разработанное в 1983 году ТЭО канала «Сиб-Арал» предполагало длину сооружения в 2550 км, ширину от 150 до 300 метров, глубину 15 метров. Объем переброски – более 27 кубокилометров в год. Конечной точкой предполагалось Тегизское водохранилище.

Специалисты указывают на необходимость пересмотра ТЭО как в части технических параметров, так и стоимости проекта. В прежнем варианте канал просчитывался на уровне 20-30 млрд рублей, что тогда примерно равнялось той же стоимости в долларах.

Мировой опыт

В мировой практике широко используется переброска речного водостока из наиболее обеспеченных регионов в те, где наблюдается дефицит воды. Такие проекты есть в Китае, Индии, США, России и других странах.

Достаточно вспомнить Великий канал Китая, соединяющий реки Хуанхэ и Янцзы. Это одно из старейших гидротехнических сооружений в мире. Его строительство началось еще в VI веке до н.э. и продолжалось две тысячи лет. Сегодня он является одной из важнейших внутренних артерий КНР, соединяя порты Шанхая и Тяньцзиня.

В Северной Америке разработан проект NAWAPA, который предполагает переброску 174,9 кубокилометра в год с Аляски для обеспечения водой семи провинций в Канаде, 33 штатов в США и трех штатов в Мексике. Общая протяженность каналов, акведуков и водоводов составит 10800 км и туннелей – 2900 км.

В самом Казахстане тоже есть такой пример — канал им. Каныша Сатпаева Иртыш — Караганда, позволивший решить вопрос обеспечения водой Центрального Казахстана. Введен канал был в 1974 году, имеет протяженность 458 километров. Помимо питьевого водоснабжения, он позволил создать целый ряд сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на орошаемом земледелии на пашне, прилегающей к каналу.

Трансказахстанский канал (проект)

Трансказахстанский канал (проект)

 

При этом эксперты считают возможным расширить забор воды из Иртыша и продлить существующий канал, превратив его в трансказахстанский. Один из вариантов – использовать его и для транзита воды из сибирских рек в Узбекистан на Тобыл-Торгайском и Арало-Сырдарьинском участках.

Столичная ветка

Первоочередным звеном реализации проекта может стать «астанинская ветка».

— Строительство отвода от канала им. Каныша Сатпаева до Нур-Султана сейчас уже находится в стадии обсуждения, — рассказал Анатолий Рябцев. – Начало предполагается в районе поселка Шидерты, протяженность 340 км – вдоль павлодарской трассы. В конечной точке, недалеко от столицы, предполагается создание водохранилища. Из него одна ветка – на очистные сооружения города, вторая – сток в Ишим, для его подпитки.

Столичная ветка (проект)

Столичная ветка (проект)

 

Концепция проекта была подготовлена институтом «Казгпироводхоз» в нескольких вариантах. Впервые она была представлена правительству в 2008 году, но тогда интереса не вызвала. В 2014 году вопрос был поднят вновь и уже тогда внимание привлек, поскольку на фоне развития столицы вопрос обеспеченности водой встал более остро.

— И сейчас речь идет о питьевом водоснабжении не только Нур-Султана, но и всей агломерации, — отметил Анатолий Рябцев. – Также вода необходима для полива пашни, где выращиваются овощи, орошения зеленых насаждений вокруг города и так далее. Недавно я был в Комитете по водным ресурсам, встречался с вице-министром экологии, геологи и природных ресурсов РК Сергеем Громовым. Нас внимательно выслушали.

Сдерживает реализацию планов дороговизна проекта. Вариантов прокладки трансказахстанского канала специалисты института «Казгипроводхоз» предлагают три, длиной 1438 км, 2287 и 3124. Затраты на строительство, соответственно, $14,4 млрд, $21,5 млрд и $28,2 млрд. Объем воды, передаваемой по трассе, во всех трех вариантах един — 4,1 кубокилометра в год.

Стоимость воды для населения, с учетом эксплуатационных расходов и возмещения, составит порядка $0,3 за кубометр. Норматив предполагает, что на 1 человека в день приходится как раз 1 кубометр.

Эксперты свое слово сказали, теперь дело за политиками. Заинтересованность в проекте имеет не только Казахстан, но также и Россия, озабоченная водоснабжением своих приграничных областей, Узбекистан, Китай и все страны Центральной Азии. В случае решения о совместном финансировании трансказахстанского канала его реализация станет реальной.

 

Поделитесь новостью