Писать, читать и инвестировать: какие возможности открывают инвестору мессенджеры и соцсети

Автор -
287

Для инвесторов, рассматривающих вложения в соцсети и мессенджеры, 2019 год ознаменовался прежде всего судебными скандалами. Facebook получил рекордный 5-миллиардный штраф от FTC, а Telegram столкнулся с запретом SEC на выпуск криптовалюты. И всё же, даже несмотря на эти проблемы, рынок «социального общения в сети» находится на серьёзном подъёме. Каких трендов нам стоит ждать в 2020 и на какие перспективы могут рассчитывать инвесторы? Об этом пишет Юрий Клименко, CEO проекта TGclick.

В фокусе внимания мессенджеры

Соцсети – феномен нулевых: Facebook буквально открыл новую эпоху, ворвавшись со своим продуктом на вершину финансового рынка онлайн-технологий. Но сейчас, когда социальные сети стали привычным и обыденным форматом, возникает вопрос: что будет следующим шагом в развитии социальных веб-технологий?

В 2014-м году Марк Цукерберг прокомментировал приобретение WhatsApp следующим образом: «Общение в мессенджерах – одна из немногих вещей, которые более популярны, чем социальные сети».

Чуть позже, в 2015-м, эту мысль подтвердил отчёт Business Insider: он показал, что суммарное количество пользователей четырёх крупнейших мессенджеров – WhatsApp, Viber, WeChat и Messenger – превзошло объединённую аудиторию четырёх самых популярных соцсетей: Facebook, Instagram, Twitter и Google+.

На протяжении следующих пяти лет мы наблюдали укрепление этого тренда на примере Telegram: стартовав в августе 2013, к февралю 2016 мессенджер получил 100 миллионов пользователей, а на сегодняшний день число регистраций в Телеграме превысило 1 млрд.

Конфиденциальность, простота и удобство – вот причина, по которой мессенджеры вырываются вперёд. Люди приходят в сеть прежде всего за общением, и мессенджеры обеспечивают все необходимые для него возможности с более низким порогом входа, чем соцсети. Поэтому, в частности, мы наблюдаем всё больший интерес Facebook к сфере instant messengers.

Facebook и WhatsApp: гигантам закон больших чисел не писан?

В нулевых у Facebook были определённые проблемы, но уже в начале текущего десятилетия ситуация стабилизировалась. Покупка Instagram в 2012 и WhatsApp в 2014 укрепили позиции социального титана, и вплоть до середины прошлого года акции компании показывали стабильный рост. Но 26 июля 2018 стоимость акций Facebook всего за день рухнула на 18,96% из-за неудовлетворительного финансового отчёта за 2 квартал: выручка компании составила $13,04 млрд, тогда как аналитики прогнозировали результат не менее $13,36 млрд.

Дальше медленный рост к прежним показателям – и снова падение, на этот раз из-за конфликта с FTC (Федеральная торговая комиссия США). Закон больших чисел подсказывает, что с каждым разом Facebook будет всё сложнее возвращаться к своему максимуму, но на практике Цукербергу удаётся эффектно обходить правила рынка.

В 2019 переломным моментом стал ноябрьский запуск Facebook Pay, который обеспечил моментальный рост доходов компании. Даже несмотря на судебные издержки, темпы роста доходов Facebook опережают прогнозы – но долго ли такая ситуация будет сохраняться?

Почему стоит отвлечься от Facebook, обратив внимание на Telegram

Успехи Facebook выглядят впечатляюще: в 2019 компания превзошла все ожидания, но сможет ли она сохранить устойчивый рост выручки на 25% в 2020 и далее? В этом есть большие сомнения. Новые проекты Facebook неизменно встречаются с определёнными сложностями: запуск криптовалюты Libra отложили из-за проблем с госрегуляторами и конфиденциальностью, а теперь под угрозой и запланированная «перекрёстная интеграция».

Главный актив Facebook – 2,2 млрд пользователей, если объединить аудитории Instagram, Facebook Messenger и WhatsApp. Именно это объединение было в планах компании: Цукерберг планировал провести техническую интеграцию и создать новый мессенджер с самой большой аудиторией в мире.

Потенциально такое решение открывает компании отличные перспективы, но, возможно, этим планам не суждено сбыться. По свежим данным The Wall Street Journal и New York Times, FTC рассматривает предварительный судебный запрет интеграции. Причиной запрета может стать опасение в нарушении Facebook антимонопольного законодательства и недопустимом снижении конкуренции.

Подобные проблемы испытывают и другие гиганты: Google, Apple, Amazon – все они доминируют в своих областях рынка, и все рискуют столкнуться с регуляторами в самое ближайшее время. На фоне этого для инвесторов становятся более привлекательными менее масштабные игроки.

Инвестиции в сторонние сервисы

На данный момент привлекательность самого Telegram для инвестиций не вполне однозначна. Сомнения инвесторов связаны со статусом проекта TON: блокчейн-платформы Telegram Open Network с собственной криптовалютой Gram. Собрав $1,7 млрд инвестиций, Telegram столкнулся с неожиданной проблемой – 11 октября Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) временно запретила выпуск токенов Gram.

Это решение может повлиять на всю криптовалютную отрасль, но в первую очередь оно затрагивает сам Telegram. И хотя инвесторы не будут требовать от Павла Дурова возврата средств из-за переноса запуска Gram, перед новыми инвестициями имеет смысл дождаться развития ситуации.

При этом популярность самого мессенджера не вызывает вопросов, как и его привлекательность для бизнеса. По данным Admitad, в первом полугодии 2019 Telegram показал самые быстрые темпы роста объёма продаж рекламы в России – на его долю приходится 90% всей рекламы, Продаваемой через мессенджеры. И это несмотря на то, что Роскомнадзор пытается заблокировать мессенджер с 16 апреля 2018.

Растут объёмы рекламы, увеличивается интерес, который к мессенджеру испытывают рекламодатели и, соответственно, создаются условия для активного развития «околотелеграмных» сервисов – платформ, предлагающих те или иные услуги маркетологам и владельцам каналов. А значит, есть определённый смысл рассмотреть вложения именно в такие проекты.

Как выбрать подходящий проект для инвестиций?

В первую очередь, имеет смысл ориентироваться на опыт уже добившихся успеха площадок – например, Telemetr и TgStat. Эти сервисы сейчас наиболее популярны в русскоязычном сегменте, ими пользуется большинство маркетологов, работающих с Telegram.

Основа для успеха в обоих случаях одна и та же: предложение востребованных функций, которых у самого Telegram нет. Мониторинг аудитории, охвата, активности пользователей – они дали рекламодателю привычные по опыту работы с соцсетями инструменты, которых в мессенджере нет. Примечательно, что сработал фактор молодого рынка: например, Telemetr стал крупнейшим сервисом аналитики Telegram всего за полтора года – и это сервис, который сделан одним человеком, без привлечения серьёзных инвестиций.

Такое возможно, поскольку инвесторы и крупные компании только в последний год начали по-настоящему пристально присматриваться к сегменту сервисов, построенных вокруг мессенджеров. Соответственно, сейчас самое подходящее время для вложений в новые платформы, удовлетворяющие ещё не закрытые потребности аудитории – пройдёт полгода-год, и практически все ниши уже будут заняты.

Присматривайтесь именно к проектам, ориентированным на уникальный функционал, ещё не заявленный ранее. Например, уже есть стартапы, предлагающие маркетологам возможность отслеживать эффективность каждого канала рекламы по отдельности – ни в Telemetr, ни в TgStat таких возможностей нет.

И, конечно, продолжайте следить за ситуацией с Gram. Если Telegram всё-таки разрешит ситуацию с запретом, то одновременно с выходом новой криптовалюты появится немало перспективных проектов, ориентированных именно на работу с ней. Это и профильные биржи, и активно использующие трендовый токен сервисы, и платформы аналитики. На фоне общего интереса к Gram, многие из подобных проектов будут выглядеть более чем привлекательно.

Поделиться