Когда умирает близкий человек, попрощаться с ним — самое важное для любого из нас. Но коронавирус украл у итальянцев даже эту возможность, сообщает Би-би-си.
Он лишает мертвых возможности достойно отправиться в последний путь и усугубляет горе живых невозможностью быть рядом.
«Пандемия убивает дважды, — говорит Андреа Черато, сотрудник компании ритуальных услуг в Милане. — Сначала она заставляет умирать в изоляции, вдали от любимых, а потом рядом снова никого».
Семьи убиты горем и не могут смириться с положением вещей, говорит Черато.
Смерть в изоляции
Многие жертвы Covid-19 умирают в изолированных больничных боксах, куда не пускают ни родных, ни друзей. Визиты туда запрещены из-за высокой вероятности заражения.
Медики говорят, что вирус не передается после смерти больного, но он еще несколько часов может оставаться на его одежде. Поэтому тела сразу герметично упаковывают.
«Столько семей просят нас позволить им взглянуть на умершего в последний раз. Но это запрещено», — говорит Массимо Манкастроппа, гробовщик из Кремоны, города в Ломбардии.
Переодеть покойного в его любимую или самую нарядную одежду, как это принято, невозможно. Всех хоронят в одинаковых, безликих больничных робах.
Но Манкастроппа делает все, что в его силах.
«Мы кладем одежду, которую передает нам семья, поверх тела — как будто они в нее одеты», — говорит гробовщик.
«Им остается только доверять нам»
В нынешней беспрецедентной ситуации функции родственников, друзей и священников неожиданно легли на гробовщиков, потому что близкие человека в момент его смерти, как правило, сами находятся в карантине.
«Мы берем на себя всю ответственность за покойных», — говорит Андреа Черато из Милана.
«Мы отправляем семьям фотографии гроба, в котором будет похоронен их близкий, сами забираем тело из больницы и хороним или кремируем его. Им ничего другого не остается, как довериться нам», — продолжает сотрудник компании ритуальных услуг.
Самое трудное для него — это неспособность облегчить страдания скорбящих. Он даже не может предложить им обычный перечень услуг, он теперь очень ограничен.
«Мы не можем одевать [покойных], не можем их причесывать, наносить посмертный макияж — не можем сделать их красивым и умиротворенными. И это очень печально», — говорит Черато.