Германия сворачивает программы прямой помощи для многих стран-партнеров, в том числе стран Центральной Азии, кроме Узбекистана. С чем это связано и к каким последствиям приведет? Об этом пишет DW.
Германия собирается изменить одну из составляющих внешней политики и прекращает совместные проекты со многими странами-партнерами, которым ранее помогала в развитии. Крупную реформу проводит Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития (BMZ): оно собирается на треть сократить число стран-партнеров — с 85 до 60. Для государств Центральной Азии это означает, что двустороннее сотрудничество у Германии останется лишь с одним из них. DW рассказывает подробнее о реформе и ее последствиях для региона, в котором на изменения в Германии пока обратили мало внимания.
Германия не уходит из региона как партнер
Новая реформа носит незамысловатое название «BMZ-2030» и пока не приобрела окончательных очертаний. В самом министерстве говорят о «концепции», которая должна быть утверждена в течение нынешнего лета. Глава ведомства Герд Мюллер (Gerd Müller) говорит, что намерен сделать работу более эффективной и заметной. Уход из 25 стран со всего мира в BMZ объясняют тем, что некоторые уже «настолько развились, что не нуждаются в поддержке», другие «не демонстрируют прогресса в борьбе с коррупцией, соблюдении прав человека и улучшении госуправления», как указано в письменном ответе ведомства на запрос DW.
Наконец, в каких-то странах BMZ считает, что его помощь теряется на фоне крупных проектов других партнеров. Мюллер ранее заявил, что его ведомство теперь намерено сфокусироваться «на двустороннем сотрудничестве там, где наша работа приносит заметный результат и где партнеры проводят реформы».
В министерстве настаивают, что сворачивание сотрудничества не означает «ухода Германии как партнера», а является только «изменением формы сотрудничества». Тем не менее реформа фактически прекратит прямые контакты между государствами через двух немецких посредников — Общество международного сотрудничества GIZ и государственный банк развития KfW.
Почему деньги получит только Узбекистан?
Главное: единственным партнером BMZ в Центральной Азии останется Узбекистан. «Благодаря положительному развитию, вызванному реформами последних трех лет, мы укрепили наше сотрудничество», — говорится в ответе министерства на запрос DW. В 2019 году BMZ согласился поддержать новые проекты Ташкента в сфере здравоохранения, работы малых и средних предприятий, а также реформу профессионального обучения.
Что касается Киргизии и Таджикистана, то все ранее начатые проекты при участии BMZ будут доведены до конца, заверили в министерстве. Один из проектов GIZ, направленный на улучшение профессионального образования должен быть завершен к 2022 году — ему ничего не грозит, заверил DW руководитель проекта. Общий бюджет помощи из Германии в рамках сотрудничества с Бишкеком, по данным посольства ФРГ в стране, составляет около 40 миллионов евро в текущем году.
Некоторые из проектов по итогам двусторонних переговоров с представителями из Бишкека и Душанбе могут быть продлены. Дальнейшее сотрудничество с этими двумя странами региона BMZ видит только в кооперации с другими международными донорами или в виде ситуативной помощи: в марте 2020 года для борьбы с пандемией коронавируса министерство выделило, по собственным данным, полтора миллиона евро краткосрочной помощи.
Какие проекты останутся в Центральной Азии?
Казахстан и Туркмения выпали из списка партнеров: они «и раньше не были двусторонними партнерами BMZ», а участвовали лишь в ряде региональных проектов, говорят в министерстве. Наконец, last but not least: исходя из предварительного списка, министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ прекращает двусторонние проекты с Азербайджаном и Арменией, для которой после США Германия была вторым по значимости прямым донором, согласно официальной информации на сайте посольства ФРГ в Ереване.
Сворачивание работы BMZ не означает полного прекращения немецкой помощи, по крайней мере в Киргизии. По данным немецкого издания о Центральной Азии Novastan, другие германские министерства пока не собираются уходить из Киргизии: издание перечисляет экологический проект Green Central Asia (МИД ФРГ), программу повышения квалификации управленцев (Министерство экономики и энергетики ФРГ), а также инициативы министерства окружающей среды, охраны природы, и ядерной безопасности Германии.
Германия сокращает региональное сотрудничество
В Центральной Азии сообщение о реформе и сворачивании проектов немецкого министерства прошло незамеченным и не вызвало общественной дискуссии, не считая Кыргызстана. Как отмечает Novastan, в Бишкеке новость вызвала критику в адрес собственного правительства.
Планы BMZ вызвали критику и в Германии. «Я не могу понять решение министра Мюллера», — заявил на запрос DW глава парламентской группы бундестага «Германия — Центральная Азия» Манфред Грунд (Manfred Grund), депутат фракции консерваторов ХДС/ХСС — блок входит в правящую коалицию в ФРГ. BMZ не следует уходить из региона потому, что, по словам депутата, «наше сотрудничество с Киргизией и Таджикистаном всегда было еще и знаком местному гражданскому сообществу, что мы заинтересованы в этих странах и в этом регионе».
Узбекистан, уверен Манфред Грунд, следует считать не страной, которая выиграет от реформы в Германии, а «единственным, кто останется». «Президент Шавкат Мирзиёев всегда высказывался за укрепление регионального сотрудничества, например, по проблеме Арала, — заявил Грунд. — Но ее можно решить только вместе с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Теперь министр Мюллер прекращает это сотрудничество. Его не интересует, что это значит».
По мнению Грунда, Германия своим уходом оставит «финансовые и технологические дыры, которые займут другие, например, КНР». Исключение центральноазиатских стран из списка партнеров Грунд считает «серьезной регионально политической ошибкой, которую необходимо срочно исправить».
Ранее реформу раскритиковал другой депутат бундестага, Уве Кекериц (Uwe Kekeritz) от партии «Союз-90″/ «зеленые». Изменение списка он назвал «технократическим», а новый список стран-партнеров — «лишенным связности».